|
Статья
"Чернее ночи, белее дня". Статья в журнале "Classic Rock" №3 март 2006
Эта таинственная и романтическая история произошла под радугой.
Итак, жил был Король! Он смело и безоглядно правил миром и не было стихии, не подвластной ему. Величайшие стадионы предоставляли ему сцену, и тысячами поклонники признавались ему в верноподданстве. Буйные риффы завораживали неистовствующие массы, и, казалось, не существует силы, способной остановить экспансию хард-рока в его исполнении. Свита Короля то носила пурпурные одежды, то сменялась на воинов радуги, но суть оставалась одна - в правой части сцены всегда стоял Он, одетый в черное, и отрешенно колдовал над своим инструментом. И не было человека, увидевшего таинство рождения музыки и не покорившегося ей.
Для тех, кто еще не понял, о ком идет речь, приоткрою завесу: нашего короля зовут Ричи Блэкмор.
Но, оставаясь один, Король мечтал о тихой старинной музыке; о жизни беззаботного менестреля, кочующего с бандой оборванцев по разбитым дорогам Европы; о базарных площадях, на которых он выступал бы перед народом, и о замках, в которых магия его музыки была бы более уместна. Ох, уж эти короли! Вечно им чего-то не хватает. Не могут они довольствоваться тем, что уже имеют. Подавай им большего. Вот от этого и происходят серьезные неприятности, и страдают окружение, свита, сам Король, да и весь мир.
Могло ли случиться иначе, что не было бы летнего дня. Конечно, могло... но, к счастью, не случилось. И был день, ни чем, на первый взгляд, не примечательный, на острове, у самых беререгов континента, где господствуют торнадо. В этот день произошла великая битва пурпурной свиты короля против глашатаев. Битва, которую возглавил сам Король. Ну, вообщем, говоря современным языком, в Нью-Йорке, на острове Лонг-Айленд, на одном из многочисленных стадионов прошел любительский футбольный матч между сборной рок-группы Deep Purple и служащими нью-йоркской радиостанции WBAB. И ничего бы примечательного в этой битве не было бы (битва как битва, не первая и не последняя), но на трибуне сидела и болела за глашатаев молодая прелестная фея по имени Кэндис, которую Король позднее назовет "Ночью". И стрела, золотая стрела коварного амура пролетела над полем битвы и поразила Короля в самое сердце.
Есть множество версий начала этой романтической истории. Например: один из участников этой битвы Джо Линн Тернер утверждал в разговоре со мной, что и Король, и Фея обратились сначала к нему, и у него расспрашивали друг о друге, не решаясь начать разговор. Ах, как же всегда хочется быть в эпицентре мироздания. Оставим это на совести Джо. Но в тот же вечер Король пригласил Фею на вечернее рандеву, с тем, чтобы больше никогда не расставаться. Так Король похитил из вражеского стана прекраснейшую девушку двадцатого века и увез в средние века.
Вот тут так и хочется написать: и поехали они покорять мир, и лег мир к их ногам. Не тут-то было. Рождение новой группы и рождение нового облика короля длилось очень долго. Восемь лет прошло прежде, чем что-то стало вырисовываться. Уже Фея стала набираться сценического опыта как бэк-вокалистка, уже она попытала счастья в качестве сочинителя песен — ее перу принадлежит текст песни Ariel. Уже на дружеских вечеринках они пробовали силы в совместном исполнении песен, как собственных, так и своих любимых песен других авторов. Но только воля случая подвигла их сделать последний шаг. Да, друзья мои, судьба - слепая девка. Наитие пришло с той стороны, откуда его меньше всего можно было ждать. Однажды к Королю пришел сосед и сказал, что он слышал, как они с Феей исполняют песни. "Я не слышал, что ты играл в Deep Purple и Rainbow, но если ты выпустишь эти песни на диске, то я его куплю". Вот так случайно оброненная фраза решила судьбу.
Вскоре мир узнал о создании новой группы под названием Blackmore's Night. Для начала был записан первый альбом, получивший романтическое и таинственное название Shadow Of The Moon. Большая часть вошедших в альбом песен были кавер-версиями любимых композиций лидеров группы, но были и песни собственного сочинения. Почти все партии сыграл Ричи Блэкмор сам. Существенную помощь оказал Иэн Андерсен из Jethro Tull, который сыграл на песне Play Minstrel Play партию флейты. В песнях The Clock Tock On и Renaissance Faire использованы мелодии голландского композитора шестнадцатого века Тильмана Сусато. В композиции Play Minstrel Play уже используется мелодия французского композитора Пьера Аттаньяна. А сразу же за ней идет Ocean Gypsy из репертуара группы Renaissance. Не обошелся альбом без любимой мелодии Блэкмора Greensleeves короля Генриха VIII. Песня посвящена казненной Анне Бо-лейн. Впрочем, когда песня писалась, о казни король еще не помышлял. И конечно же, русское ухо остановится на песне Writing On The Wall, в которой использован фрагмент из Лебединого озера Чайковского, и на которой споткнется ухо заядлого рокера, услышав ритмы диско. Украшением альбома является песня Wish You Were Here из репертуара Rednex, которая по красоте соперничает с заглавной композицией. Обилие и разнообразие стилей и эпох не позволяют утверждать, что Блэкмор взял за основу только музыку немецкого ренессанса шестнадцатого века.
Кроме того, что Блэкмор стал осваивать новый стиль музыки, ему пришлось осваивать новые инструменты, в том числе такую экзотику, как hurdy-gurdy (я даже не знаю его перевода на русский язык). Но в довершении ко всему, Блэкмору практически заново пришлось осваивать игру на гитаре, ведь теперь он играл на акустике. Дело в том, что на электрической гитаре играют, в основном, медиатором, а на акустике - пальцами. Причем существует два способа игры пальцами - подушечками и ногтями. Второй способ более сложный и редко встречающийся, но более красивый, со своеобразным звуком. Именно этот способ и освоил Ричи.
Обкатывать альбом и представлять новую группу поехали в Японию. Ход беспроигрышный - на восточных островах все, что связано с Deep Purple, приравнивается к божеству. Потом были непродолжительные гастроли по Европе. Надо отметить, что молодая группа не стремилась к широкомасштабным гастролям. К каждому концерту подходили индивидуально, тщательно выбирая место проведения. Особое предпочтение отдавалось старинным замкам.
На сентябрь 1998 года планировался приезд группы Blackmore's Night в Россию, но его величество случай опять вмешался, и на этот раз в виде ужасноликого дефолта. Гастроли отложили "до лучших времен".
Следующий, второй альбом писался сложно. Чего только стоит история с украденными пленками. Но получился он на диво удачным. Здесь мы уже видим больше песен авторства дуэта Блэкмор-Найт. Здесь же Кэндис впервые выступила как композитор. И кроме того, мы можем услышать Pаst Time With Good Company авторства Генриха VIII, и, как перекличку с ней, Catherine Howard's Fate, посвященную одной из жен любвеобильного короля, но уже в авторстве наших героев. Ну, а наш слух порадовала песня Gone With The Wind, написанная на мотив песни «Степная кавалерийская» Л. К. Книппера. Под конец альбома Блэкмор обратился к своему же наследию, сделав кавер-версию песни Self Portrait.
Судя по тому, что последующие два года концертов было немного. Блэкмор играл просто в свое удовольствие. Уставший за годы глобального чеса с пурпурной свитой, сейчас Король просто наслаждался музыкой. А еще Блэкмор стал больше бывать в студии, что сказалось на выпуске альбомов. Очередной полноценный альбом не заставил себя ждать. Fires At Midnight получился более тяжелым и электрическим. Стало складываться впечатление, что Ричи втайне все-таки тоскует по хард-року. По крайней мере, пальцы сами тянутся к электрической гитаре, чтобы выдать очередной рифф или запил со знаменитыми, фирменными блэкморовскими подтяжками. Среди песен стали преобладать произведения собственного сочинения. Из экскурсов в классику присутствуют Crowning Of The King Тильмана Сусато и инструменталка Михаэля Преториуса Praetorius (Courante). Но, пожалуй, самый интересный кавер ждал нас почти в самом начале альбома - это The Times They Are A Changin' - песня Боба Дилана, аранжированная в стиле ренессанса.
Вскоре после выхода третьего альбома произошло событие, которого ждали много лет — Ричи Блэкмор решился-таки посетить таинственную и дикую страну, занимающую чуть ли не полмира. 14 апреля 2002 года в Москве состоялся первый концерт Blackmore's Night. Так совпало, что концерт проходил в день рождения Ричи. Перед концертом он вышагивал по залу в высоких сапогах и был явно не в духе. И на то была причина. Мало того, что Блэкмор не любит свои дни рождения, а тут еще и зал ему не нравился. Последние годы группа выступала в замках да старинных часовнях, а тут целый стадион [Лужники]. Нет той камерности, которую предусматривает музыка, исполняемая группой.
Стадион был наполнен до отказа. Блэкмору преподносили цветы, которые он брал с явной неохотой, и только очаровательная Кэндис своим обаянием ненавязчиво сглаживала колючки, которые в тот вечер вовсю торчали из Ричи. На трибунах творилось невообразимое: все пили за новорожденного, и в пьяном угаре требовали Long Live Rock'n'Roll, чем еще больше портили настроение Блэкмору.
Через два дня я был свидетелем концерта в Санкт-Петербурге. Небольшой зал филармонии и... Короля словно подменили. Он был в радужном настроении, раздавал со сцены пиво, не обращал внимания на неполадки в аппаратуре и сыграл на полчаса дольше. А то, как он исполнил на этом концерте Sixteenth Century Greensleeves, было умопомрачительно. Ричи взял свой белый Fender, пробежался пальцами по грифу, и началось... Кульминацией стал момент, когда он сел на сцену, поставил гитару перед собой и выдал нечто такое, что даже соло назвать трудно. Это была фантастика. Двумя руками Блэкмор бегал по всему грифу заведенной гитары.
Сразу же по окончании концерта Кэндис и Ричи сели в машину и отбыли в Финляндию. Гастроли продолжались. В этот год концертов группа дало очень много, и по результатам этого большого турне были выпущены два DVD и концертный альбом. Если раньше Блэкмора было не затащить в Россию, то теперь все изменилось (это случается со всеми группами, побывавшими у нас): не прошло и полутора лет, как он приехал в Москву аж с двумя концертами. Приведу фрагмент моих ранее не опубликованных дневниковых записей о втором пришествии "Наичернейшей ночи" в Россию:
"Как много лет потребовалось, чтобы уговорить бывшего лидера Deep Purple посетить Россию. Но вот, побывав в апреле 2002 года в нашей холодной стране, он почти сразу же приехал второй раз! Два концерта! В Москве!
В прошлый раз Блэкмор выказал неудовольствие тем, что ему пришлось играть на стадионе. Последние годы маэстро предпочитает более камерные помещения, и потому в этот приезд для концертов был выбран МДМ.
Задержка концерта была до неприличия долгой, а уж для западной группы - просто непростительной. Это наши, доморощенные группы позволяют себе томить публику (читай, чернь), но чтоб забугорщики беспредельничали. Такое бывает редко. Но причиной была Кэндис: белокурая красавица объелась суши, и ей стало плохо... В общем, для мисс Найт пришлось вызывать скорую помощь, которая пыталась госпитализировать больную. Но мужественная Кэндис заявила, что на сцену выйдет, и слово сдержала.
Я знаю многих меломанов, которые нынешнее творчество Блэкмора воспринимают в штыки. Лично мне его музыка в кайф. Исходит от его музыки умиротворение, а всеми обруганная Кэндис просто источает флюиды дарования.
10.10.03 - Программа состояла из чередования новых песен и проверенных старых хитов, разбавленных песнями из репертуара Rainbow и даже Deep Purple. Из репертуара последних была исполнена Soldier Of Fortune. Также в песню Writing On The Wall был включен рифф из Burn. Меня же больше всего зацепила песня Diamond And Rust из репертуара Джоанн Баез. Так сложилось, что в этот раз был день рождения флейтиста группы Лорда Марнена. Для него исполнили Happy Birthday To You. Отыграли концерт складно, но без особого энтузиазма.
11.10.03 - На концерт второго дня я шел для закрепления в памяти впечатлений от музыки. На что-то сверхъестественное я не расчитывал... и ошибся.
Концерт снова задержался. Нас пытались ввести в заблуждение, сказав, что Кэндис снова приболела, но из-за кулис пришли сведения, что по телевидению транслируют матч Англия-Турция, и болеть на этот раз соизволит маэстро Блэкмор (к счастью, не в прямом смысле). Пока Ричи пытались оторвать от телевизора, певички из подпевок исполнили акапелла две песни из английского народного репертуара. На второй песне к ним присоединился клавишник группы, Бард Дэвид. Прекрасное исполнение.
То, что произошло на концерте, не поддается описанию. Блэкмор был в ударе. Он сыграл весь предыдущий концерт, плюс кучу дополнительного материала, да еще четырежды выходил "на бис", чтобы исполнить Black Night и Smoke On The Water. А теперь попробуйте угадать, кто выиграл тот матч".
Незадолго до второго приезда в Россию у группы вышел четвертый номерной альбом Ghost Of A Rose. Если на предыдущих альбомах было много экскурсов в средневековье, то на этом было всего два "путешествия", и оба они в музыку, современную для нас. Это Diamonds And Rust и Rainbow Blues - редкая песня из репертуара закадычного друга Блэкмора, Йэна Андерсена. Весь остальной репертуар был написан героями нашего повествования. Снова Кэндис пробовала себя как композитор, снова звук чуть-чуть потяжелел, и снова альбом полон хитов. Меня всегда поражала способность Блэкмора в любом жанре, за который бы он ни брался, выдавать хита. Прямо мельница хитов какая-то!
Вернемся к гастрольным событиям, особенно к тем, которые касаются нас непосредственно. Прошло каких-то восемь месяцев, и Blackmore's Night снова предстали перед нами. Теперь они посетили Санкт-Петербург и Киев. В Санкт-Петербурге Кэндис и Ричи первым делом поехали на стадион "Зенит", где провели футбольный матч при закрытых дверях. После матча они прибыли в гостиницу в прекраснейшем расположении духа. На крыльце стояло человек десять фанатов. Ричи сам подозвал их и стал раздавать автографы. Это было 12 июня, за день до концерта. К вечеру группу ждали в ресторане "Ливерпуль", куда прибыли несколько журналистов. Но вскоре стало известно, что группа не приедет. Эх, знали бы мы, что в это время, всего в нескольких метрах от нас, в небольшой подвальный кабачок зашла парочка никому из посетителей не известных влюбленных, заказала себе пива, а потом достала гитару и спела пять песен для ничего не понимающей толпы. С тем и удалились. Об этом посещении сохранилось несколько любительских снимков, которые хранятся у кого-то из счастливчиков, оказавшихся в этот момент в кабачке.
В день концерта вовсю светило солнце, и настроение у Блэкмора было под стать солнцу. Концерт прошел на подъеме, весело и непринужденно. Дважды выходили на бис, играли классику из Deep Purple и Rainbow. Все было отлично.
После Питера я, конечно же, поехал в Киев. Меня там прекрасно приняли организаторы концерта, день начался прекрасно. Но вскоре стало известно, что, несмотря на посещение стадиона, у Блэкмора плохое настроение. Все сразу напряглись. Ведь, если у Короля с настроением плохо, то ждать можно всего, чего угодно. Нет-нет, концерт он, конечно же, из-за этого не отменит, но и сыграет в полсилы. Так и случилось. Но вот непредсказуемость Блэкмора: в конце песни Past Time With Good Company маэстро вдруг заиграл изумительнейшей красоты блюз. Раньше я его ни разу не слышал, да и позже тоже. До сих пор не знаю, что это было - скорее всего, минутная импровизация, пришедшая сиюсекундно и растворившаяся в мутных потоках реки по имени Время.
Собственно говоря, а к чему я завёл весь этот разговор о Блэкморе и его свите? Ах да: в связи с выходом нового альбома, который в японском варианте уже начал шествие по миру, и в связи с турне, в рамках которого Blackmore's Night в апреле посетят Россию с двумя концертами - в Москве и Санкт-Петербурге. Первые отзывы на новый альбом уже можно прочитать на различных форумах в Интернете. Самое удивительное, что, в отличие от отзывов на предыдущие альбомы, в этот раз я не нашел ни одной отрицательной статьи. Меня это даже заинтриговало, и я с нетерпением жду возможности послушать весь альбом, в который включены такие классические хиты как Child In Time и Street Of Dream, причем последняя, в японском издании, записана в двух вариантах (на бонусе Кэндис спела с Джо Линн Тернером). Турне началось еще летом 2005 года, и, судя по бутлегам, дошедшим до нас, группа в прекрасной форме.
ЭЙ, ПУРПУРНАЯ БРАТИЯ, ВСЕ НА КОНЦЕРТЫ! ДАЁШЬ BLACKMORE'S NIGHT В ЧИСТОМ ВИДЕ!
Вот такая лирика. Не знаю, как вы, а я в обязательном порядке посещу оба концерта.
© Геннадий Моисеенко. Журнал "Classic Rock" №3(44) март 2006 www.classicrock.ru
|
|
ФОРУМ
ГОСТЕВАЯ
Ritchie Blackmore
Candice Night
Castles & Dreams DVD
Подробнее
Наш IRC-канал:
Канал: #Moon
Сеть: ForestNet
Порт: 6667
Подробнее
|
|