Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
отношении к первоисточникам разного рода композитор не придерживался
какого-либо одного принципа и испытывал все мыслимые в то время возможности их
обработки, переработки и творческого развития. В крупных полифонических
произведениях Жоскена как бы сконцентрирован в этом смысле весь опыт
нидерландской школы — от уже давней техники сочинения на cantus firmus, затем расчленения его мелодии и более свободной ее
обработки, вплоть до «врастания» в ткань многоголосия, — к созданию мессы на
основе многоголосного же произведения (chanson или другого жанра), творчески переосмысленного в новом
целом. Исследователи нашего времени различают мессы-парафразы, написанные на
основе обработки мелодии «первоисточника» (не в качестве простого cantus firmus'a), — и
мессы-пародии, в которых перерабатывается та или иная малая многоголосная
композиция 19. Это уместно разъяснить как раз в связи
19 См.: Евдокимова Ю. История, эстетика и техника
месс-пародий XV—XVI веков. — В кн.: Историко-теоретические вопросы
западноевропейской музыки, c. 6-31.
177
с
творчеством Жоскена: хотя у его предшественников уже намечался весь круг
названных приемов, именно у него месса-пародия выходит на важный план и
наиболее полно представляет его творческую личность.
К
числу месс-пародий у Жоскена относятся: «Allez regetz»,
«Fortuna
desperata», «Malheur me bat» и «Mater Patris». Три из них имеют в основе светские трехголосные песни,
а последняя, четвертая — трехголосную же духовную песню Брумеля. По заключению
исследователей, ранняя техника месс-пародий представлена в первом названном
произведении. Месса «Fortuna desperata» опирается на три
разные редакции песни: трехголосную и четырехголосную с итальянским текстом и
четырехголосную. «Fortune espérée» с французским текстом. Три голоса
песни служат материалом для свободной и разносторонней обработки в различных
частях мессы. Даже в пределах Kyrie проходят начало
песни (им открывается месса — в верхнем голосе), отрывок из среднего ее голоса
и затем средний голос — в теноре мессы. В дальнейшем начала частей и разделов
мессы вновь и вновь напоминают о первой фразе песни, как о своего рода
заглавии. Верхний голос песни появляется в Credo, в басу Agnus I и
некоторых других разделах мессы. Нижний голос первоисточника звучит в Sanctus. Более всего используется материал среднего голоса
песни, особенно в крайних частях цикла.
Предыдущая Следующая