Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Что
касается связей Палестрины за пределами его профессии, то характерно между
прочим, что он был близок к кругу священника Филиппо Нери, который основал так
называемую «конгрегацию ораториан» и устраивал молитвенные собрания с пением
лауд. Как бы в ответ на создание протестантских псалмов некоторые наиболее
здравомыслящие деятели католической церкви стремились приобщить свою паству к
новому виду бытового духовного искусства и ввести в обычай не одни культовые
песнопения, но и духовные песни на популярные мелодии. Впоследствии из этих
«ораториальных» (ораторий — молитвенный зал) собраний выросла оратория
как новый жанр. Во времена же Палестрины
238
там
исполнялись общим хором лауды, произносились проповеди и т. д., то есть велась
католическая пропаганда в новых, более доступных формах. Палестрина воспринял у
Филиппо Нери то лучшее, что можно было извлечь из этого — опору на ясный,
простой стиль многоголосия, сложившийся тогда в лауде.
До
конца дней Палестрина не склонен был изменять образ жизни, хотя еще в 1568 году
император Максимилиан приглашал его в Вену, а в 1583 году мантуанский герцог
настойчиво звал к своему двору. Лишь в самые последние годы Палестрина,
вероятно утомившись своими обязанностями в Риме, строил планы вернуться в
родной городок и оставить за собой лишь спокойное место органиста в местном
соборе. Однако не успел осуществить эти намерения: 2 февраля 1594 года он
скончался в Риме.
Творческое
наследие Палестрины не может не поражать своими масштабами. Даже огромная
плодовитость других мастеров полифонии в XVI веке несравнима с тем, что успел создать он. 20 месс
Жоскена — славный итог длительного и напряженного творческого труда
крупнейшего из предшественников Палестрины; 95 его мотетов — почти чудо! У
Палестрины же — более 100 месс, более 300 мотетов, более 100 мадригалов. И
нигде нельзя уловить следов спешки, неровностей, нарушения художественной
цельности. Творческое дарование композитора было феноменальным. В нем нераздельно
сочетались острота интеллекта, совершенство художественного расчета — и
поэтическая сила, неистощимость вдохновения, прирожденная пластичность.
Предыдущая Следующая