Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Ни
одного образца музыки в трагедиях Эсхила и Софокла мы не знаем. По характеру
текстов мы можем уловить лишь ее характер и представить, каково было ее место
в спектакле. У Эсхила преобладала хоровая музыка, повествовательно-хоровая лирика
— в соответствии с его драматургией. Помимо свободных
речитативно-декламационных эпизодов, которые могли встретиться везде по ходу
драмы, у него установились и большие, стройные по стихотворной структуре,
замкнутые хоровые выступления. Выход хора в начале драмы отмечался пародом:
это было повествовательное введение в нее и одновременно лирическое ее освещение
(рассказ о событиях, сожаления, размышления и т. д.), оно облекалось в стройную
поэтическую форму (чередование строф и антистроф). Затем каждый эписодий
драмы оканчивался стасимом хора, также поэтически стройным, вероятно песенным,
лирико-повествовательным по характеру мелодии. Как и хоровая лирика вне
трагедии, эти хоры соединялись с пластическими Движениями. В сценах так
называемого коммоса роль хора, надо полагать, более драматизировалась. Так,
например, в «Агамем-
11
ноне»
(первая часть трилогии Эсхила «Орестея») Клитемнестра, убившая своего мужа
Агамемнона, рассказывает о совершенном злодеянии, о руководившем ею чувстве
мести, спорит с хором, утверждая свою правоту, негодует, скорбит о дочери
Ифигении (которую Агамемнон был принужден принести в жертву богам)... Хор
отвечает ей, порицает ее, ужасается преступлению — и этот диалог героини с
хором образует большую, в значительной мере музыкальную сцену. Судя по общей
близости Эсхила к определенным жанрам (хоровой лирике, в частности),
предполагают, что музыка его трагедий могла быть сдержанной, простой,
диатоничной.
У
Софокла композиционная роль музыки в трагедии заметно изменяется, как, по всей
видимости, изменяется и ее общий характер. Напряженное драматическое развитие
его трагедий, сокращение в них эпических и собственно лирических элементов,
возрастающее значение актера-солиста, героя, так или иначе отражается
в музыке. Хоры у Софокла приобретают лирико-драматический характер, становятся
лаконичней, выполняют важную функцию в развитии действия, то усиливая
эмоциональный тонус сцены, то тормозя драматическую развязку.
Предыдущая Следующая