Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Термин
«фантазия» в те годы встречался реже и не имел особо точного значения.
По-видимому, он относился к имитационным произведениям, лишенным строгости и единства
формы, с долей импровизационности в формообразовании. Более четко отделяют-
56 Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм
XVI — начала XIX века.
М., 1979, с. 35. В этой же книге подробно разобраны формы канцон и ричеркаров
разного типа для органа.
57 Там же, с. 17—20.
301
ся
от канцоны и ричеркара токкаты, прелюдии, преамбулы, «интонации для органа»,
связанные с различным пониманием импровизационное™. Токкаты можно встретить у
Андреа и Джованни Габриели, у Гуами, Бель 'Хавера, особенно часто — у Клаудио
Меруло. Прелюдии, вероятно, импровизировались органистом в небольшом объеме и
далеко не всегда записывались. Близкие им «интонации для органа», как можно
убедиться на примерах Дж. Габриели, представляют совсем краткие (в среднем
около восьми тактов) инструментальные введения в определенных ладах, частью
аккордовые, частью пассажные, целью которых является обнаружение лада во всем
его составе — перед исполнением какого-либо более крупного произведения
(возможно, хорового), что близко функции прелюдии или преамбулы.
Что
касается токкаты, то эта форма представляла наибольший собственно
инструментальный интерес, совсем не будучи связана с вокально-полифоническими
традициями и раскрывая в богатом импровизационном изложении специфические
возможности именно данного инструмента. Токкаты Меруло, изданные двумя книгами
в 1598 и 1604 годах, выделялись в этом смысле среди других многочисленных его
инструментальных произведений (канцон, ричеркаров). Как правило, токкаты не
сводились к пассажной единообразности (хотя и не исключали ее), обычно
свойственной прелюдиям. В лучших образцах у Меруло они приобретали блестящий,
порой патетический характер, особенно благодаря смелому сочетанию пассажности
импровизационного склада (ритмически разнообразной) с выразительными
мелодическими вкраплениями — все это в более крупных масштабах, чем в
прелюдиях. В токкатах не было темы-зерна, не требовалось
последовательно-имитационного развития, не ощущалась зависимость от
вокально-полифонического склада. Токкаты — это поистине торжество молодого
инструментализма как тaкового, простор
для мастера-импровизатора за органом.
Предыдущая Следующая