Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Общественная
жизнь Венеции была, как известно, оживленной, красочной, открытой. Венецианская
музыкальная школа славилась своими концертно-колористическими достижениями
даже в духовных жанрах. Церковные службы и процессии отличались пышностью и
бывали многолюдны. В домах знати устраивались богатые празднества с участием
музыки, ставились музыкальные спектакли. Пока не было оперного театра,
Монтеверди имел возможность, например, поставить в доме знатного венецианского
мецената Джироламо Мочениго сцену «Поединок Танкреда и Клоринды» (1624) и
музыкальную драму «Похищенная Прозерпина» (1630). Помимо всего прочего
композитор получал заказы на сочинение опер и иных сценических произведений для
других городов — более всего Мантуи, а также Пармы и Болоньи.
Отношения
Монтеверди с Мантуей не прерывались после его переезда в Венецию, хотя
приобрели весьма своеобразный характер. С 1615 по 1627 год композитор сочинил
для мантуанского двора балет «Тирсис и Хлора», ряд интермедий (в частности, к
пасторали Тассо «Аминта»), работал над операми «Андромеда», «Мнимая
сумасшедшая». До 1634 года длилась дружеская переписка Монтеверди с поэтом
Алессандро Стриджо, которая сохранила как ценнейшие подробности о творческих
замыслах композитора, о его воззрениях на искусство, так и некоторые другие
сведения биографического характера. Неоднократно Монтеверди вновь» приглашали
на службу к герцогам Гонзага. Поразительна та твердость, с какой он отклонял
все попытки вернуть его в Мантую. Его ответные письма, внешне почтительные, но
полные чувства достоинства, не лишены сарказма. Когда его соблазняли деньгами
и землей, он позволил себе заметить, что с ним не расплатились за беспредельно
утомительный труд в прошлом, а потому не стоит обещать то, что уже давно
заработано! Как ни привлекала композитора музыкально-театральная среда Мантуи,
едкая горечь от условий жизни и труда при дворе Гонзага осталась у него едва ли
не навсегда.
С
1630 по 1639 год Монтеверди, видимо, не писал опер. Он переживал тогда трудное
время. В 1627 году его младший сын,
349
медик,
попал в руки инквизиции за чтение запрещенных книг. С большим трудом Монтеверди
добился его освобождения. В 1630 году в Венеции разразилась эпидемия чумы.
Погиб один из сыновей Монтеверди, возможно старший, музыкант. Избавление от
чумы в конце 1631 года было отмечено исполнением благодарственной мессы,
которую написал Монтеверди. После чумы и в связи с другими тревожными внешними
событиями Венеция как бы затихает на ряд лет и ее художественная жизнь
утрачивает свою обычную интенсивность. Монтеверди принимает духовный сан.
Обрывается его переписка с Мантуей.
Предыдущая Следующая