Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Важнейшая
особенность оратории как сложившегося жанра в том, что любое драматичное
содержание, любые психологические контрасты, любые столкновения она может
раскрыть только чисто музыкальными средствами, без расчета на игру актеров, на
их внешность, на сценическое оформление. И Кариссими умеет впечатлять
слушателей яркими музыкальными образами. В наиболее драматичной его оратории,
«Иевфае», основной психологический перелом выражен средствами
музыкально-эмоционального контраста. Согласно Библии, Иевфай возвращается из
военного похода победителем. Его встречает любимая дочь, в радостной песне
прославляющая его победу. К ней присоединяется женский хор (подруги) и веселым
пением, с колоратурами-юбиляциями приветствует Иевфая. Все это сплошь
праздничная, светлая, динамичная музыка. Но сам Иевфай в отчаянии — сообщает
Историк: ведь он одержал победу, пообещав принести за это в жертву первого
408
встречного
— а встретила его единственная дочь! После небольшой реплики Историка Иевфай
выступает с проникновенным драматическим речитативом, оплакивая свою судьбу
несчастнейшего отца. Серьезность, трагическая сдержанность его декламации
особенно оттеняются недавними легкими колоратурами женского хора. Дочь Иевфая,
которая должна отказаться от самой себя, забывает о своих радостных песнях и
обращается к отцу со скорбными вопросами. Ее партия превращается теперь в одно lamento. Хоровой апофеоз (шестиголосный хор) оратории носит
торжественный характер: сочувствие Иевфаю соединяется с прославлением бога. Но
художественная сила оратории заключается отнюдь не в этой ее морали, которая
уже в то время воспринималась как условность.
Вообще
морально-назидательное назначение оратории, которое в первую очередь
придавалось ей деятелями католической церкви, со временем становится все менее
непосредственно ощутимым: оно заслоняется ее художественными достоинствами, и
она привлекает аудиторию как род духовной драмы в концертном исполнении. Хотя
иезуиты постоянно стремятся использовать театр в своих целях (так называемая
школьная драма иезуитов), выработать особую «эстетику» нравоучительного спектакля,
прославить своих деятелей («Апофеоз Игнатия Лайолы» в 1622 году как духовная
драма с музыкой в Риме), все же оратория постепенно ускользает из-под прямого
влияния католицизма.
Предыдущая Следующая