Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Крупнейший
композитор-органист своего времени, Букстехуде ни по масштабам музыкальной
деятельности в целом, ни по общему характеру творчества словно не вмещается в
русло органных традиций. Артистический темперамент влек его к искусству крупных
масштабов, к выразительности драматического плана, - к мощному художественному
воздействию на большую аудиторию. Его многочисленные кантаты обнаруживают с
несомненно большой силой именно драматические устремления композитора. Для
Любека Букстехуде вовсе не был типичной фигурой скромного
509
церковного
органиста. Он сыграл едва ли не самую значительную тогда роль в музыкальной
жизни города. С его именем связывается организация годовых церковных концертов
в так называемых «Abendmusiken» (с 1673 года), которые
проходили в последние пять воскресений перед рождеством. Букстехуде выступал
перед городской аудиторией как органист, а также сам писал музыку для этих
«музыкальных вечеров» (на которых исполнялись и разнообразные инструментальные
произведения, и кантаты).
Таким
образом, концертная деятельность Букстехуде — композитора и исполнителя — хотя
и была внешне связана с церковью, внутренне зависела от нее меньше, чем у
кого-либо из органистов XVII века. Его
произведения для органа возникали именно в качестве концертных пьес, ярких и
эффектных, патетических и виртуозных. В его творчестве вообще слабо ощущались
грани между духовным и светским искусством. Как и многие его предшественники в
разных странах, он не чуждался жанрово-бытовых музыкальных форм: у него есть
даже целая сюита на хорал (прелюд, куранта, сарабанда, жига). Но не это было
для него существенным в преодолении церковных традиций. Скорее новые драматические,
чем бытовые стороны музыкального искусства XVII века оказали воздействие на искусство Букстехуде, и в
частности на характер его органного творчества.
Советский
исследователь, анализируя фуги и вариации Букстехуде, отмечает в них следы
связи со старинными формами (с канцоной, даже приемами мелодического
синтезирования у старых нидерландских мастеров) и приходит к выводу, что
композиция Букстехуде (речь идет, в частности, о большой обработке хорала «Wie schön leuchtet
der Morgenstern») «творчески обобщает
опыт прежних мастеров, ставит его в зависимость от его собственных замыслов и
современных ему форм» 21.
Предыдущая Следующая