Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Возвращаясь
к сюите в целом, подчеркнем особую «изобразительную виртуозность» ее вторых
вариаций — на «Ричеркар Соловья»: здесь есть вариация в форме каприччо и другая
вариация, обозначенная как «Странная [причудливая] ария Соловья». Цикл
заключается сверхвиртуозным «Подражанием маленькой птичке». По-видимому, эти
последние пьесы производили в свое время наиболее сильное впечатление, ибо вся
сюита получила название «Соловей».
Изобразительность
несколько наивного характера лежит также в основе «Канцоны на крики курицы и
петуха» — отдельной пьесы Польетти с вариациями.
Однако
композитор не ограничивался подобным пониманием программности. У него есть и
опыты совсем иного рода. Одна из его клавирных сюит написана «На восстание в
Венгрии». Все ее
522
части
объединены избранной темой, которая была тогда острозлободневной — в связи с
антигабсбургским восстанием в 1678 году. На большой исторической дистанции нам
представляется по-своему наивным «приспособление» частей сюиты к раскрытию
столь серьезной программы. Цикл открывается галопом-фугой. Эта часть
незавершена и непосредственно переходит в, аллеманду с подзаголовком «La prisonnie» («Заключение в тюрьму»). Галоп подзаголовка лишен и,
по-видимому, образно связан именно с восстанием: это очень активное, энергичное
начало сюиты, в котором вряд ли, однако, можно различить собственно
драматическое содержание. Затем следуют четыре уже традиционные части сюиты:
кроме названной аллеманды еще куранта («Процесс»), сарабанда («Приговор»), жига
(«La Lige»?}. Если бы не программные обозначения, можно было
бы воспринять только сдержанность аллеманды, беспокойство куранты, величавую
серьезность сарабанды. Новая часть уже не имеет связи с танцевальной сюитой и
носит название «Le décapitation» («Обезглавливание», «Казнь»). За ней идет похоронная
пассакалья и как финал цикла «Колокола. Реквием». Последние части
сосредоточенно серьезны: они посвящаются памяти восставших, на стороне которых,
вне сомнений, находятся симпатии и сочувствие автора. При всей наивности,
возможно еще естественной для первых опытов, и эта сюита Польетти оригинальна и
смела для своего времени. Перед нами бесспорно очень интересная творческая
личность, которую мы скорее угадываем по немногим известным
произведениям, чем познаем глубоко, в исторической конкретности.
Предыдущая Следующая