Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
27 Цит. по кн.: Куперен Ф. Искусство игры на клавесине,
с. 64.
530
психора»,
«Юные годы. Рождение музы», «Победоносная муза» и т. п.
И
все-таки даже в этих условных эстетических рамках Куперену удается наметить
некоторые живые штрихи возникающего облика. Пышная аллегория («Муза Монако») не
затемняет образа крошечной девочки, а юная муза («Рождение музы») сама рождается
в колыбели. Пьесы весьма различны: первая более оживленна, вторая более
величава, но в музыку той и другой остроумно и по-разному вплетается
синкопическое покачивание — как знак колыбельной! В галантной пьесе
«Принцесса Мария» последняя из ее трех частей вносит вполне индивидуальный
оттенок, особую грань образа: она написана «в польском вкусе». Не слишком
индивидуализированы пьесы, посвященные принцессе Конти и мадам Форкре: они
представляют собой аллеманды, причем первая более сдержанно-величава, хотя и с
прорывами «легкой грации» в конце второй части, вторая же более динамична и
напориста (авторское указание: «Fièrement, sans lenteur», то
есть «Сильно, не замедляя»). От музыки «Дианы» можно, казалось бы, ожидать
условности несколько театрального плана. Но это на поверку всего лишь веселая и
легкая миниатюра очень несложных очертаний, сочетающая ненавязчивую фанфарность
(сигналы охотничьего рога?) с чертами скерцозности (за этим следует «Фанфара
для свиты Дианы»).
В
настоящее время известны многие конкретные личности, имена которых стоят в
заглавиях пьес Куперена. Это были в большинстве жены или дочери знатных лиц
или музыкантов (Г. Гарнье, А. Форкре, Ж. Б. Маре), с которыми общался
композитор. В последнем сборнике. Куперен посвятил по пьесе своим родным («La Croûilli ou La Couperinète», «La Couperin»).
Первая из этих пьес близка куранте (итальянского образца), прозрачна, умеренно
оживленна с легким лирическим оттенком в первой, минорной части, со стилизацией
«во вкусе мюзета» в мажорной второй (с «бурдонным» басом в подражание народной
волынке), где при желании можно присоединить партию виолы. В этой музыке нет
условной галантности или изысканности, она искренна в своей простой поэтичности
и особо отмечена народно-жанровым колоритом.
Предыдущая Следующая