Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Трудно
с точностью проследить, насколько широким оказалось значение его для Западной
Европы в целом. Историк улавливает как бы определенные точки, в которых
проявляются признаки нового движения; со временем становятся ясны его центры, и
лишь в дальнейшем более или менее проясняются масштабы перемен и обновления,
наступивших в итоге длительного периода. Слишком разрозненные были тогда части
Западной Европы, слишком
52
трудны
и медленны сообщения между ними, слишком много различий было в их культурном
развитии, по-разному шли процессы, подготовлявшие объединение народов в нации и
т. д. Поэтому новые движения, зародившись в тех или иных культурных районах или
центрах, на первых порах могли сохранять локальный характер или, во всяком
случае, иметь ограниченное действие. Могли же, в итоге образовавшихся связей
территориального, хозяйственно-торгового, военного или даже династического
характера, и распространяться дальше — из страны в страну.
В XII — XIII веках
постепенно возникали исторические предпосылки не только для сложения новых
творческих течений, но и для известного распространения их (все-таки в
относительно ограниченных пределах) по Западной Европе. Так, средневековые
роман или повесть, сложившиеся на французской почве в XII — XIII веках, не
остались только французскими явлениями. Наряду с романом о Тристане и Изольде и
повестью об Окассене и Николетте в историю литературы вошли «Парсифаль» и
«Бедный Генрих». Новый, готический стиль в архитектуре, представленный
классическими образцами во Франции (соборы в Париже, Шартре, Реймсе), нашел
свое выражение также в немецких и чешских городах, в Англии и т. д. Если
возникающие художественные явления и не становились повсеместными, то все же
они были вполне знаменательны для своего времени, что свидетельствовало уже об
отсутствии изоляции между различными центрами средневековой культуры и о
наличии неких общих предпосылок для их развития.
Первый
расцвет светской музыкально-поэтической лирики, наступивший в Провансе с XII века, захватил затем и Северную Францию, отозвался в
Испании, нашел выражение позднее в немецком миннезанге. При всем своеобразии каждого
из этих течений в них проявилась и новая закономерность, характерная для эпохи
в ее широких масштабах. Точно так же зарождение и развитие многоголосия в его
профессиональных формах — едва ли не важнейшая тогда сторона музыкальной
эволюции — происходило при участии не одной лишь французской творческой школы и
тем более не одной лишь группы музыкантов из собора Нотр-Дам, как бы ни были
велики их заслуги. Таким образом, даже в трудные для искусства времена
средневековья ростки нового не только пробивались сквозь толщу эстетических
условностей и ограничений, но постепенно крепли, множились, и если не
становились еще проявлением новой общей закономерности (Италия, по-видимому,
до XIV века оставалась равнодушной к новым формам
многоголосия), то как бы предсказывали ее в перспективе.
Предыдущая Следующая