Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В 1933 году, разочарованный и усталый,
Армстронг отправился в длительную гастрольную поездку по Европе. Восторженный
прием, оказанный ему в различных европейских странах, оказал на него
благотворное воздействие. Это видно и по записям, которые он возобновил в 1935
году. Примерно в то же время он поручил вести свои дела Джо Глейзеру, в прошлом
антепренеру и владельцу ночного клуба. Армстронг прежде работал с ним в Чикаго.
На сей раз выбор оказался удачным. Глейзер оставил собственные дела и вплотную
занялся карьерой Армстронга, самостоятельно принимая решения по крупным и
мелким вопросам. Луи был рад перепоручить ему это - теперь все свое время он
мог отдавать музыке. Период с 1935 года до начала войны был весьма плодотворным
для Армстронга: он сделал много записей, снялся в десятках фильмов, разбогател.
Эпоха биг-бэндов длилась до 1946 года,
когда вдруг эра свинга стремительно оборвалась. Армстронг вернулся к небольшим
пьесам типа диксиленд, стал значительно больше петь. Теперь он был более
популярен как певец. После 1950 года Армстронг-трубач вряд ли мог сказать миру
что-нибудь новое: он уже сказал все. До конца дней своих (он умер 6 июля 1971
года) Армстронг продолжал выступать перед публикой.
Несомненно, Армстронг был одним из
величайших джазовых музыкантов, которых знал свет. Но не надо забывать, что он
вырос в среде, где умение строить отношения с белыми было не просто вопросом
дипломатии. От этого зависело, был ли он сыт, имел ли он кров над головой,
наконец, это был вопрос жизни и смерти. Армстронг любил вспоминать слова
знакомого новоорлеанского вышибалы, сказанные ему, когда он уезжал на Север, к
Оливеру: “Всегда имей за собой белого человека, который сможет положить руку
тебе на плечо и сказать: это мой черномазый”. Этим и объясняется тот факт, что
Армстронг почти полностью передал свои дела в руки Джо Глейзера. Неудивительно,
что большую часть своей жизни он стремился нравиться другим. Также неудивительно,
что он не раз выдумывал себе “отцов”: Питера Дэвиса в детской колонии для
цветных, Кинга Оливера и, наконец, Джо Глейзера. Если бы Армстронгу не удалось
расположить к себе этих людей, то ему, возможно, всю жизнь пришлось бы
развозить уголь по улицам Нового Орлеана, а джаз развивался бы в совершенно
другом русле. Заслуга Армстронга состоит в том, что он превратил джаз из
коллективной музыки в искусство сольной игры. Известные солисты появлялись и до
него - кларнетисты Лоренцо Тио и Альфонс Пику, корнетисты Болден, Кеппард и
другие, - но тогда соло было лишь случайным элементом в исполнении ансамбля.
Феномен Армстронга совершил переворот. Молодые музыканты ясно видели, что
только главный солист, а не просто рядовой участник ансамбля имел шанс стать знаменитым,
прославиться и, если повезет, разбогатеть. Как бы там ни было, именно благодаря
Армстронгу джаз стал прежде всего искусством солистов.
Предыдущая Следующая