Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Соотношение
мелодии и других голосов в хоровой полифонии Данстейбла может быть различным,
но никогда не идет в ущерб звучанию мелодии. Сопоставляя музыку на одни и те же
слова («Et
in terra
pax» из Gloria), мы убеждаемся в том, что мелодия бывает более
распетой и широкой при умеренной поддержке других двух голосов (тенора — как
гармонической опоры и несколько более активного, возможно инструментального
контратенора), а бывает также сдержанной (чаще по звуку на слог) при постоянной
поддержке со стороны контратенора. В других случаях патетический характер
мелодии с широкими распевами явно противопоставлен медленному и, вероятно,
инструментальному контратенору. Наконец, в заключение обратимся к трехголосному
мотету «Quam
pulcra es» на библейские слова из «Песни
песней» (Бесселер относит его к 1430— 1433 годам и оценивает особенно высоко).
Вся композиция выдержана в одном характере движения, голоса равноправны,
фактура плотна, почти каждый звук мелодии поддержан гармонически. На этом
примере с особой выпуклостью и как бы в чистом виде выступает великое
равновесие гармонии и полифонии
135
в
музыке Данстейбла, полнозвучность его аккордики при возросшем для нее значении
терций и секст — и в то же время индивидуальная линия у каждого голоса, который
может быть и вокальным, и инструментальным (пример 49).
По-видимому,
не одна техника полифонии Данстейбла произвела впечатление на его
современников во Франции и в Италии: в технике они и сами были искушены со времен
Машо. Поразила власть его мелодики, полнозвучие его многоголосия, соединение
ощутимой непринужденности хода музыки, тонкости выражения — с тактично
проведенной, последовательной, но не навязчивой организацией единства ее
формы.
Пример
Данстейбла, надо полагать, имел большое значение для английской творческой
школы, для традиций ее хорового многоголосия. Однако она не выдвинула вслед за
Данстейблом особенно крупных фигур, определяющих дальнейшее развитие
западноевропейского музыкального искусства. В этом смысле творческий опыт
Данстейбла объективно оказался более существенным для первых корифеев
нидерландской школы, особенно для Дюфаи, а тем самым — для дальнейших путей
полифонии в Западной Европе.
Предыдущая Следующая