Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Творческая
жизнь Жоскена совпадает с периодом Высокого Ренессанса в Италии. Он принадлежал
примерно к поколению Леонардо да Винчи, при нем появлялись одно за другим крупнейшие
произведения лучших итальянских живописцев и скульпторов. Он был также старшим
современником Дюрера и Босха, о которых мог узнать у себя на родине. По духу он
во многом близок итальянскому искусству своего времени, с его живым и возвышенным
представлением о человеке, культом красоты и стремлением к гармонии целого. Но
в сравнении с итальянскими художниками начала XVI века Жоскен все же мастер иной по своим традициям:
специфическая виртуозность техники, достигнутая усилиями нескольких поколений,
не утрачивает для него своего значения и даже особого интереса, как бы он над
ней ни властвовал. Связь с прошлым у него выражена сильнее, резче, чем у
итальянцев того же времени — в принципах полифонического письма, в
традиционности жанров. Тем удивительнее, однако, выступает его новаторство.
176
Для
Жоскена все традиционные музыкальные жанры были равно интересны. У него — 20
полных месс (и 6 отдельных их частей), 98 мотетов и других духовных сочинений и
более 60 песен. Некоторые вокальные произведения его публиковались в Италии
среди фроттол, поскольку были близки этому более простому жанру. Сохранилось
также 10, по-видимому, инструментальных пьес Жоскена для трех — шести голосов
(без обозначения инструментов): «La Spagne», «L'homme armé»,
Фантазия и т. д. Кроме того, ему неверно приписывалось еще значительное
количество крупных сочинений (в том числе 8 месс и 27 мотетов) и до сих пор
остается ряд спорных.
В
отличие от композиторов XV века Жоскен с
1502 года имел возможность публиковать свои произведения: то были вообще первые
опыты нотопечатания. Оттавиано Петруччи издал три книги его месс в 1502, 1505,
1514 годах, то есть еще при жизни композитора. Публиковались сочинения Жоскена
у Пьера Аттеньяна в Париже, Тильмана Сузато в Антверпене, входили в многочисленные
смешанные сборники, приумножая славу автора.
Среди
месс Жоскена, как и повсюду у него, преобладают четырехголосные: их 14 — при двух
пятиголосных и четырех шестиголосных. Более половины месс написаны на темы
песен: Окегема («Malheur me bat», «D'ung aultre amer»),
Брумеля («Mater
Patris»), P. Мортона («N'auray je jamais mieuis»— в мессе «Di dadi»), X.
Гизегема («Allez
regretz»), У. Фрай («Tout a par moy» в мессе «Faisant regretz»), a также анонимных («L'homme
armé» — две мессы, «L'ami Baudichon», «Fortuna desperata», «Una musqué de Buscaya»). В пяти произведениях использованы мелодии:
антифона («Da
pacem»), интроита («Gaudeamus»), духовных гимнов («Ave Maria stella», «Pange lingua»). Две мессы, свободные от заимствованных мелодий,
являются каноническими.
Предыдущая Следующая