Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Рассмотрим
вкратце драматургический план трагедии Софокла «Эдип», чтобы уяснить композиционную
функцию хора в ней. В прологе участвуют царь Фив Эдип, жрец и Креонт. Из их
диалога выясняется, что Фивам грозит беда: боги требуют отмщения за убийство
прежнего царя Лаия, на вдове которого женился Эдип, ставший фиванским царем.
Эдип стремится найти и покарать убийцу. За прологом следует парод: хор
(фиванские старцы) выражает ужас перед бедствиями, посланными волей богов на
Фивы.
Эписодий
первый является как бы следующей ступенью драмы: слепой прорицатель Тиресий
объявляет Эдипа убийцей Лаия. Эдип разгневан: все знают, что царя убили
путники. Снова выступает хор: следует стасим первый, полный драматизма
(«Страхом стегнул, страхом потряс сердце и мысль зоркий пророк...»).
Эписодий
второй углубляет драму. Эдип гневается на Креонта, брата своей жены Иокасты,
подозревая его в злобном замысле: это он привел Тиресия. Иокаста успокаивает
Эдипа. Начинается коммос: хор уговаривает Эдипа поверить в невиновность
Креонта, Эдип стоит на своем, Иокаста просит разъяснений — кто затеял спор? Хор
молит ее не разжигать ссоры. Иокаста открывает Эдипу тайну: Лаий, ее покойный
муж, был извещен богами, что погибнет от руки собственного сына. Поэтому сын
Лаия и Иокасты был в младенчестве удален из дома. Но пророчество не сбылось:
Лаия убили разбойники на перекрестке трех дорог. Эдип с ужасом вспоминает, что
он сам некогда убил старца на перепутье. Иокаста успокаивает его: один из
домочадцев, старый пастух, видел своими глазами, что на Лаия напала шайка
разбойников. Здесь начинается стасим второй: хор вещает о роке и возмездии.
Эписодий
третий дает сначала как бы ложное разрешение драмы, чтобы тут же еще более
углубить ее. Из Коринфа прибывает
12
гонец
с известием о смерти коринфского царя — отца Эдипа. Теперь Эдип успокаивается:
он знал, что ему суждено было убить отца, однако пророчество, к счастью, не
сбылось и уже не может сбыться. Гонец открывает Эдипу, что тот был не родным
сыном коринфского царя, а всего лишь приемышем: его взяли младенцем от пастуха,
служившего у Лаия. Подозрения Эдипа усиливаются. Иокаста в ужасе. Стасим третий
лишь ненадолго задерживает действие: хор предполагает, что Эдип рожден нимфой,
возлюбленной Феба или Диониса...
Предыдущая Следующая