Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Ведущая
роль Италии в развитии западноевропейского музыкального искусства от XVI к XVIII веку не
вызывает сомнений. Именно в Италии ранее всего наметился важнейший рубеж между
двумя историческими эпохами: рождение оперы ознаменовало решительный перелом в
музыкальном стиле. Отсюда ведут свои истоки новые направления XVII века. Италия же сохраняла творческую инициативу в
разработке почти всех главнейших музыкальных жанров того времени. Это
происходило, однако, в исторических условиях, далеких от духовной атмосферы
итальянского Ренессанса. Тогда, в XIV—XVI веках, расцвет художественного творчества
стимулировался самим ходом развития общества,
318
совпадал
с величайшим прогрессивным переворотом, который переживало человечество
(известное определение Энгельса). Теперь, в XVII веке, новый подъем творческой мысли совершался как
будто бы вопреки тормозящим факторам и процессам в истории Италии. Тем более
удивительно, что облик итальянской музыки на пути от XVI к XVIII веку
оказался столь ярким и по-своему очень цельным, а пример итальянских мастеров
так много значил для музыкантов других стран.
Высокий
творческий потенциал, цельность национальной школы и ее авторитет в Европе
могли бы показаться парадоксальными для Италии XVII века, если не учитывать сложной противоречивости
эпохи, всецело сказавшейся и в ее духовной жизни. Нередко историки подчеркивают
роль феодально-католической реакции, экономический упадок страны, ослабление ее
торговли и промышленности, процесс рефеодализации, имевший место в XVII веке, зависимость от Испании (особенно в Неаполе,
Сицилии, Милане) и других стран. Все это справедливо. Росли большие города,
нищали малые, сельское хозяйство привлекало к себе больший интерес, нежели
промышленность; инквизиция сожгла на костре в 1600 году передового мыслителя
Джордано Бруно, католическая церковь долго преследовала великого Галилея. Но
какова бы ни была зависимость крупных городов от дворов светских и духовных
властителей, нельзя отрицать, что Флоренция, Мантуя, Рим, Болонья, Неаполь (а
не только независимая Венеция) были в XVII веке
важными культурными центрами страны, в частности музыкальными ее центрами.
Признаки феодальной реакции и обострение классовых противоречий в деревне
(обогащение дворян и буржуазии за счет жестокой эксплуатации крестьянства) еще
не означали полного порабощения народных масс. Как раз в XVII веке крестьяне (как и городская беднота) в Италии
вели постоянную тайную и явную борьбу против своих угнетателей. Крестьянские
бунты превращались порой в подлинные войны (в 1650-е годы в Савойе). Народные
восстания в Неаполе, Палермо, Мессине были направлены не только против
испанского владычества; они носили одновременно и антифеодальный характер. Не
случайно черты народного быта, народных образов, народной речи и мелодии
проникают в искусство того времени.
Предыдущая Следующая