Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
334
«неправильные
красоты» непонятны только тем, кто едва начинает свою деятельность и видит в
них лишь промахи и ошибки. Идея Гальяно здесь очень близка эстетике стиля
барокко, которая как раз складывалась в те годы. Позднее Монтеверди
полемизировал со своими противниками со сходных позиций.
И
создание «Дафны», и предисловие к ее партитуре, и полемика с Эфремом
приоткрывают для нас большие возможности Гальяно как музыкального деятеля
первой четверти XVII века, обладавшего сильным характером и незаурядным
интеллектом. Но дальнейшая эволюция его творчества остается не слишком ясной:
впечатления современников единичны, нотные источники не сохранились или
малодоступны. Известно, что до конца жизни Гальяно не порывал с Флоренцией — с
1609 года занял видную должность капельмейстера в церкви Сан Лоренцо, а затем
получил и звание придворного капельмейстера от герцога Козимо Медичи.
Неоднократно он создавал музыку для придворных празднеств во Флоренции, Мантуе,
Риме, в частности писал сценические произведения («Бракосочетание Медора и
Анджелики», 1619; «Флора», 1628 и другие). Можно лишь догадываться, что рамки
дворцовых театров и обязанности придворного композитора невольно ограничивали
творческие искания Гальяно и направляли его искусство в определенное русло
репрезентативных праздничных спектаклей с музыкой. Как раз в те годы, когда он
создавал новые музыкально-театральные произведения, «драма на музыке» прочно
утвердилась при итальянских дворах и все более приобретала здесь характер
пышного, с чудесами и превращениями барочного спектакля.
К
счастью, это была лишь одна из линий, которая прошла от опытов в камерате Барди
— Кореи к новым явлениям в оперном театре. Другие линии вели к иным музыкальным
центрам, в которых опера по-разному соприкоснулась с широкой аудиторией, выйдя
за пределы избранного круга ценителей или особой атмосферы придворных
празднеств. Начало оперных спектаклей в Риме и особенно в Венеции означало уже
признание и распространение нового жанра по стране. Постепенно из единичных
торжественных событий оперные спектакли превращались в важную часть
театральной Жизни крупных итальянских центров. Впрочем, это не значит, что тип
придворной оперы перестал развиваться: он сохранял свое заметное значение в XVII веке и не был позабыт в XVIII.
Предыдущая Следующая