Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
1607
год — великая дата в творчестве Монтеверди и в истории оперного искусства —
принес композитору и страшное несчастье: в Кремоне умерла его молодая жена,
оставив двух малолетних сыновей. Монтеверди был убит горем, глубоко подавлен и
уклонялся от возвращения в Мантую. Когда же он был вынужден вернуться к своим
обязанностям, работа при дворе Гонзага оказалась для него совершенно
изнурительной — особенно в связи с подготовкой великолепных карнавальных
празднеств к весне 1608 года. Правда, сочинение новой оперы («Ариадна» на текст
Ринуччини) не могло не захватить композитора, но необычайная спешка требовала
напряжения всех душевных сил Затем последовали длительные и сложные репетиции.
Новым ударом для Монтеверди была смерть исполнительницы главной роли —
молоденькой Катарины Мартинелли, которую он сам обучал с детства и готовил к
спектаклю.
«Ариадна»
была поставлена в мае 1608 года. Спектакль имел огромный успех у многочисленной
публики, музыка Монтеверди производила потрясающее впечатление, а «Жалоба Ариадны»
— центральная сцена оперы — приобрела быструю и всеобщую популярность. Именно
эта «Жалоба» осталась единственным отрывком партитуры, дошедшим до нас:
рукопись «Ариадны» безвозвратно утрачена, тогда как «Жалоба Ариадны»
сохранилась и в ряде авторских редакций, и в многочисленных переложениях.
К
тем же весенним карнавальным празднествам Монтеверди написал «Балет
неблагодарных» для пышного придворного спектакля, в котором объединены сольное
пение, хоры и инструментальные фрагменты, отчасти танцевального назначения.
До
1612 года Монтеверди оставался на службе при дворе
347
Гонзага.
Более двадцати лет композитор был связан с Мантуей. Блестящая художественная
среда, возможности творческой работы в кругу многочисленных умелых и частью
первоклассных музыкантов, возможности исполнения сценических произведений в
обстановке богатого и обширного дворцового театра в присутствии многих
знатоков и широкой аудитории — все это не могло не привлекать Монтеверди в
Мантуе. Но уже сами служебные его обязанности превосходили силы любого
выносливого человека. А Монтеверди должен был сочинять много музыки для
придворных празднеств и не мог уклоняться от подобных требований. Одновременно
он исполнял обязанности капельмейстера, работал с певцами; играл на виоле,
проводил всевозможные репетиции в подготовке концертов и спектаклей, особенно
напряженные накануне карнавальных сезонов. Когда Монтеверди обосновался в
Мантуе, он был молодым композитором, получившим первое признание. После
постановок «Орфея» и «Ариадны» он стал прославленным художником, не имевшим
себе равных в Италии того времени.
Предыдущая Следующая