Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Второй
акт как бы продолжает завязку личной драмы. Медея
423
узнает
о любви Тезея к Эглее. У нее созревает план действий, ибо она прослышала о
матримониальных намерениях Эгея. Маленькая ария Медеи в начале акта может
служить хорошим примером ариозного стиля Люлли. Форма da capo уложена здесь всего в 16 тактов, причем первая часть
ограничена четырьмя тактами! Мелодия отличается большой гибкостью, точностью и
изяществом декламации, движется в пределах октавы и более декламационна, чем
певуча (по одному звуку на слог); лишь окончания мелодических фраз более
закругленны. Заключается акт драматическим речитативом Медеи, замышляющей
месть. Как известно, Люлли придавал особо важное значение речитативу, стремясь
к соответствию декламации трагических актеров. Если речитатив флорентийцев
призван был передать напевную декламацию итальянского стиха, а речитатив secco приближался к разговорной речи, то речитатив Люлли
полон поэтического пафоса, драматического движения, предполагает сильную
актерскую игру, хотя и в несколько условном стиле классической трагедии своего
времени. Отсюда широкий мелодический размах этого речитатива (скачки мелодии),
его интонационное беспокойство при выдержанности сопровождения (частые
поддержки аккордами). Мы опускаем многие подробности второго акта оперы,
связанные со столкновениями Медеи с Эгеем и Тезеем.
Основное
развитие драмы, связанное с кознями волшебницы Медеи, происходит в третьем и
четвертом актах. Здесь психологическая кульминация совпадает с наиболее яркими
декоративными, фантастическими эпизодами. Желая устранить Эглею, Медея подвергает
ее всяческим испытаниям. Угрожая сопернице смертью, она вызывает «обитателей
преисподней», но Эглея согласна умереть, лишь бы не изменять Тезею. Затем
Медея грозит, что фурии растерзают Тезея, если Эглея не отвергнет его. Когда же
и этот коварный замысел не удается, Медея вынуждена притвориться спокойной и
счастливой. Идиллический балет созванных ею счастливых обитателей очарованного
острова заключает четвертый акт. Контраст «демонического» и «пасторального» в
музыке этих актов очень характерен для мира образов Люлли. Тяжелому, ровному,
мрачному хору теней из третьего акта можно противопоставить нежный
пасторальный танец из четвертого (флейты и гобои, мягкое движение
параллельными терциями и секстами, закругленность построений; пример 137).
Предыдущая Следующая