Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Разумеется,
цикл «Времена года», несколько идилличный по характеру образов, приоткрывает
лишь немногое в творчестве
586
композитора.
Впрочем, его идилличность пришлась очень по духу современникам и со временем
вызвала неоднократные подражания «Временам года» вплоть до отдельных курьезов.
Прошло много лет, и Гайдн уже на ином этапе развития музыкального искусства
воплотил тему «времен года» в монументальной оратории. Как и следовало ожидать,
его концепция оказалась глубже, серьезнее, эпичнее, нежели у Вивальди; она
затронула этические проблемы в связи с трудом и бытом простых людей, близких к
природе. Однако поэтически-картинные стороны сюжета, некогда вдохновившие
Вивальди, привлекли также и творческое внимание Гайдна: и у него есть картина
бури и грозы в «Лете», «Праздник урожая» и «Охота» в «Осени», контрасты трудной
зимней дороги и домашнего уюта в «Зиме».
В
целом же и образное содержание музыки Вивальди, и главные ее жанры, вне
сомнений, с большой полнотой отразили ведущие художественные устремления своего
времени — и не только для одной Италии. Распространяясь по Европе, концерты
Вивальди оказали плодотворное влияние на многих композиторов, послужили для
современников образцами концертного жанра вообще. Так, концерт для клавира
сложился под несомненным художественным воздействием скрипичного концерта, что
наилучшим образом может быть прослежено на примере Баха.
Итоги
развития инструментальной музыки от XVI к XVIII веку чрезвычайно значительны. Ее формы
эмансипировались от прикладной, церковной, развлекательно-бытовой зависимости и
обрели самостоятельный художественный смысл. На протяжении XVII века достигли своей зрелости или продолжили свой
путь, складывались или подготовлялись различные инструментальные жанры. Из них
полифонические подошли к классической фуге, которая, как известно, получила
свое высокое завершение у Баха. Гомофонные жанры, как сюита или клавирная
миниатюра, прошли через главные этапы своей эволюции. Цикл сонаты — в понимании
того времени — сформировался к началу XVIII
века, а цикл концерта, подготовленный к данному рубежу, достиг зрелости уже в XVIII столетии. Непрерывность этого процесса побудила нас в
отдельных случаях выйти за рамки XVII века и
рассмотреть, в частности, творчество Франсуа Куперена и Антонио Вивальди.
Предыдущая Следующая