Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
По
словам Гвидо из Ареццо, слух о его реформе нотации дошел до папы Иоанна XIX (1024—1033), который и вызвал его к себе в Рим, чтобы
ознакомиться с ней. С большим удовлетворением, с гордостью Гвидо сообщает о
том, что папа перелистывал доставленный ему антифонарий, записанный по новой
системе, словно какое-то чудо, пожелал испробовать ее на самом себе и с успехом
усвоил неизвестный ему образец мелодии, сумел ее спеть. Заручившись поддержкой
высшей церковной власти, Гвидо смог уже спокойно вводить в жизнь свое
изобретение. Оно привилось быстро и прочно, так как было продиктовано
требованиями самой практики. Другие теоретические идеи Гвидо из Ареццо, тоже
имевшие практическое предназначение, в свою очередь прошли проверку жизнью. В
итоге его авторитет у современников и у следующих поколений был настолько
велик, что ему приписывались затем самые разнообразные заслуги, вплоть до изобретения
музыки! Умер Гвидо в Ареццо, предположительно в 1050 году.
Реформа
Гвидо была сильна своей простотой и органичностью исходной мысли. Еще задолго
до него вошло в обычай проводить черту как высотный ориентир для ряда невм:
красной краской, например, обозначалась линия для звука фа малой октавы
(желтой — для звука до первой октавы); над и под этой чертой,
49
а
также на черте помещались невмы. Запись оставалась неточной, но относительная точность
ее увеличивалась, поскольку певец ориентировался на уровень линии фа. Гвидо,
так сказать, продолжил эту мысль: он провел четыре линии и, разместив невмы на
них или между ними, придал им всем точное высотное значение. В зависимости от
регистра мелодии он устанавливал ту или иную высоту своего четырехлинейного
нотоносца: например, нижнюю (красную) линию он обозначал как фа, следующую
(черную) как ля, третью (желтую) как до и четвертую (черную) как ми.
В ином случае это оказывались снизу вверх линии ре — фа — ля —
до. В начале каждой линии стояла латинская буква, указывающая ее принятую
высоту: в первом случае — F, А, С, Е
(снизу вверх), во втором — D. F, А, С. Отсюда потом развились обозначения ключей.
Принцип этой нотации действует и в наше время, хотя она дополнялась и
совершенствовалась еще долго. Делались различные попытки увеличить число линий
(до пятнадцати), пока не установился "пятилинейный нотный стан. Григорианский
хорал, однако, и поныне пишется на четырех линейках. Эволюционировали сами начертания
нотных знаков. Была разработана особая система фиксации длительностей. Но все
это не отменило саму идею Гвидо — даже в нашей современной нотации.
Предыдущая Следующая