Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К
сожалению, мы судим о путях средневековой музыки до известной степени
выборочно. По состоянию источников невозможно проследить конкретные связи,
например, в развитии многоголосия между его источниками на Британских островах
и его формами на континенте, в частности, на ранних этапах. Невозможно точно
представить, как именно проявлялись черты близости между
53
народной
музыкой средневековья (которая не фиксировалась) — и искусством трубадуров,
труверов, миннезингеров. Еще менее ясны связи раннего многоголосия с практикой
народных музыкантов, хотя теоретически совершенно ясно, что вокальное многоголосие
не могло быть попросту «изобретено» на рубеже первого и второго тысячелетий! В
итоге вполне точные, документально подтвержденные (в литературных текстах и
нотных записях) сведения по истории музыкальной культуры средневековья
соединяются у исследователей с более или менее убедительными предположениями,
домыслами, гипотезами, без которых невозможно обойтись в освещении данного
исторического процесса.
Между
тем на огромном, в подробностях плохо различимом историческом фоне
вырисовываются поистине грандиозные художественные события: десятилетиями идет
строительство крупнейших сооружений романского и готического стилей, создаются
великие памятники литературы, впервые в мире последовательно развивается
многоголосная музыка и ее сложные формы, впервые выступают значительные
индивидуальности поэтов-композиторов, оставляющих обширное творческое наследие.
Нельзя, однако, упускать из виду своеобразное для эпохи соотношение этих
художественных вершин — и культурного уровня всего общества в целом, всей массы
людей, наполняющих территорию Западной Европы. Как известно, даже простая
грамотность в те времена была достоянием лишь очень узких кругов общества — при
всем возможном различии между странами, государствами, городами, народами в их
исторических судьбах. Тем удивительней, тем чудесней представляется подъем
художественных сил, которым несомненно отмечена эта эпоха. И тем досаднее, что,
угадывая по многим признакам воздействие народного искусства на
высокопрофессиональные его формы, мы лишены возможности на реальных примерах
установить и доказать существование коренных, почвенных связей между искусством
узких по тому времени избранных кругов — и художественным мировосприятием
широких народных масс.
Предыдущая Следующая