Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
таких исторических условиях складывалась рыцарская культура позднего средневековья:
не одни лишь жестокие крестовые походы, но и мирная жизнь в Южной Франции
определили новые свойства художественного мировосприятия поэтов-музыкантов из
среды рыцарства. Однако то, что мы называем искусством трубадуров, все-таки
много шире по своему историческому значению, чем достояние одной лишь
рыцарской культуры. В XII веке,
отметил Маркс, «в южнофранцузских городах наблюдаются вольность и
независимость, неизвестные еще нигде в Европе» 7. Вот это, как и
стечение иных благоприятных обстоятельств, способствовало постоянным
соприкосновениям искусства трубадуров с художественной деятельностью более
широких слоев общества. Не забудем также, что в Провансе и в Лангедоке высший
класс горожан стоял, по выражению Маркса, «на равной ноге с дворянством, даже
допускался к посвящению в рыцари» 8. Музыкально-поэтическое
искусство трубадуров, по существу, не отделено непроницаемой гранью ни от
искусства значительного слоя горожан, ни от народно-бытовой музыкальной
традиции, представляемой жонглерами и менестрелями. Об этом свидетельствует и
повседневная практика исполнения песен трубадуров при участии жонглеров, и
ощутимое воздействие народной традиции на мелодику этих произведений. О том же
говорит и подъем в XIII веке целого поколения
труверов, в большинстве своем происходивших из горожан Арраса 9. В
итоге мы наблюдаем
6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 5, с. 378.
7 Архив Маркса и Энгельса, т. 5, с. 233.
8 Там же, с. 257.
9 Труверы — поэты-музыканты, обитавшие к северу от Луары
и сочинявшие песни на другом французском наречии, нежели провансальские
трубадуры.
59
своеобразный
процесс развития раннего светского искусства, которое возникает по
художественной инициативе провансальского рыцарства, в большой мере питается
мелодическими истоками народно-бытовой песни и распространяется в более широком
кругу горожан, соответственно эволюционируя в смысле тематики и образного
содержания. Даже на первых порах, когда это искусство лишь складывается именно
в среде рыцарства, оно не может быть признано выражением чисто рыцарской
культуры. И если в поэтических текстах историки усматривают признаки «куртуазного
универсума» трубадуров10, то, странным образом, в мелодике их
произведений, порой, быть может, и не чуждой куртуазности, подобного «универсума»
во всяком случае нет. Поскольку же текст и мелодика в песнях трубадуров в
принципе нерасторжимы, то позволено усомниться в самой незыблемости такого
понятия, как «куртуазный универсум», в отношении их
Предыдущая Следующая