Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Пространственное измерение фольклора
наиболее продуктивно выражено в обряде, а также в такой особенной форме обряда,
какую представляют собой хороводы. В русском фольклоре, как и в фольклоре
других народов, хоровод представляет собой особую, исторически возникшую
разновидность совместной художественной деятельности, стимулирующую и создающую
наиболее концентрированную информационно-полевую форму сознания.
Обрядовая приуроченность и форма хороводов
- хождение по кругу или замкнутым формам кривых линий раскрывают нам древнейшие
проявления информационно-полевого поведения человеческой общности,
гармонизующего семейные и внутри-этнические отношения. Молодежные игры и
хороводы служили школой этикетных отношений в обществе, вырабатывали навыки
социальных отношений, были центром духовной художественной жизни молодежи
(И.Ромодмна, Л.Мухомедшина). В них концентрировались и интенсифицировались
процессы информационного соединения, полевого действия эмоции и сознания,
создания музыкально-информационного поля, музыкально-информационного потока,
программирующего дальнейшую, уже вне обряда, жизнедеятельность человека.
Феномен молодежных игр очень важен при
анализе современных проблем музыкальной культуры, вплоть до таких явлений, как
дискотеки и концерты рок-музыки. Как бы отрицательно их ни оценивать с точки
зрения качества музыкальной продукции, нельзя не видеть того, что в них
удовлетворяется потребность полевой творческой деятельности. Однако народные
игрища представляли совершенствуемый культурой механизм ее воспроизводства.
Современные же массовые молодежные полевые контакты имеют скорее регрессивные
влияния по сравнению с самоорганизующимися формами народной культуры.
Молодежная культура современности, называемая в литературе
"контркультурой" основана на противостоянии традиции и по вертикали -
исторической и духовной, и на социо-возрастных разломах современного общества
(И.Кузьмина, И.Салтанова, Д.Петров, Т.Бернштам, М.Топалов, Н.Солдатова).
Особое значение в связи с этим имеет
современное научное освоение фольклора. В настоящее время благодаря более чем
двухвековой традиции собирания и изучения русской народной песни сложился
информационный банк фольклора в печатных, архивных нотных и фонографических
источниках. Этот фонд репрезентирует музыкально-информационное поле русской
культуры за прошедшие столетия - по конкретным записям - более 300 лет, а по
культурно-историческим проекциям - повидимому, за всё последнее тысячелетие.
Однако воспроизводство его в живой культуре составляет весьма небольшой
процент.
Предыдущая Следующая