Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Последнее
положение имеет фундаментальнейшее значение для христианского понимания
человека: оно указывает на существующую в человеке соотносимость уже не столько
с тварным миром, сколько с Самим Творцом. Человек, взглядываясь в себя, находит
в себе ряд свойств, принципиально отсутствующих в окружающей его природе, не
выводимых из свойств этой природы, но имеющих уникальный характер и
характеризующих человека как образ и подобие Божие. К этим свойствам
христианская традиция относит наличие в человеке разумного начала, свободной
воли, его бессмертие, господственное положение в мироздании, способность к
нравственному усовершенствованию, способность творить и производить в разных
областях духовной и мирской жизни (Киприан, 1950, с. 354).
Однако,
"колумбовыми прорывами" от физико-химической природы к природе
биологической и, затем, к духовной природе человека, восхождение по
иерархической лестнице тварного бытия не заканчивается. Впереди находится еще
одна сущностная ступень - личность человека. При этом, "величина"
этой последней ступеньки, видимо, не меньше, чем и любой другой предыдущей. Чтобы
понять, почему это так, следует подробнее рассмотреть само понятие человеческой
личности.
Личность человека,
как свидетельствуют все, кто глубоко задумывался над этой проблемой, невозможно
свести к его духовной природе. Различие между личностным и природным началом в
человеке можно сформулировать следующим образом: "личность есть инстанция,
распоряжающаяся природой, природа же есть то, чем располагает личность"
(Хенстенберг, 1995, с.221). При этом, человек, как личность, может находиться в
напряженном противоречии с некоторыми проявлениями своей природы, что
характерно, в частности, для христианской аскезы, подразумевающей преодоление человеком
укоренившихся в его духовной природе отрицательных свойств. При всем этом,
говоря о конкретной личности, мы имеем в виду явление уникальное для масштабов
всего мира, и принципиально неповторимое в рамках всей истории человечества. Эта
уникальность и неповторимость неизбежно должны возникать при участии
формообразующей онтологической реальности,- того "умного" Света, в
Котором истоки всякого индивидуального бытия, в том числе бытия личностного.
Предыдущая Следующая