Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Все это
свидетельствует о том, что установка человека, независимо от того, занимается
ли он музыкальным творчеством, или нет, всегда неким образом ориентирована
относительно внутреннего содержания музыки, за которым, как было показано выше,
находится и определенный метафизический план
"логосного-антилогосного".
Конечно, такая
одномерная оценка не исчерпывает всего содержания как музыкального феномена, так
и человеческой личности. Но, в то же время, ее применение не следует считать и
чем-то чисто формальным. В основе ее лежит соответствие разных, внешне не
связанных категорий (в частности, параметров музыки) одному и тому же вполне
реальному метафизическому плану. В логосно-ориентированной музыке тесная
"сцепленность" ее параметров (каждый из них так же можно считать
логосно-ориентированным) указывает на соответствующую ориентацию установки
человека, творящего эту музыку. Эта логосно-ориентированная установка способна
порождать и соответствующие творческие энергии, воплощающиеся в музыкальных
звуках.
В то же время, на основании
объективно выявляемых в последние десятилетия изменений, можно утверждать о постепенной
переориентации музыкального творчества от логосного полюса к "антилогосному".
Эту переориентацию можно оценить по разным критериям. Здесь и исчезновение из
структуры музыкальных произведений пропорции золотое сечение (Васютинский,
1990, с. 189; Розенов, 1982, с. 155), и тенденции изменения реакции на музыку
растений из положительной в отрицательную (Дубров, 1990, с. 16), и указанный
выше феномен дисгармонизации обертонов певческого голоса, и "смысловой
разлад" в содержании песенных форм современной музыки.
Все эти "антилогосные"
тенденции можно, безусловно, считать проявлением в сфере "личностных энергий"
человека сущностных изменений его духовного содержания, его установки. Весьма
интересен внутренний смысл этого явления: почему вообще возможна подобная
"демонизация" музыки, при которой ярко выраженная устремленность
человечества к прекрасному, столь свойственная периоду классического искусства,
через несколько поколений способна обратиться в свою противоположность?
Предыдущая Следующая