Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Широкое
распространение в последнее время всех этих лжемистических течений, безусловно,
вызывает сущностные изменения в содержании личности современного человека, в его
установке. Человек становится менее разумным и более внушаем. Характерно, что
аналогичные изменения вносит в содержание личности и рок-музыка. Здесь так же
гипертрофирован суггестивный фактор, который реализуется через ярко выраженный
ритмический рисунок, сопровождающийся характерной пластической жестикуляцией
исполнителя (Набок, 1983, с.31), а также через повышенную громкость звучания и характерное
световое сопровождение этой музыки.
Выявляемая в
спектре голоса рок-солистов тембральные изменения, в частности, дисгармоничное
отклонение обертонов так же свидетельствует о суггестивном характере этой
музыки. Ведь все передаваемые через такой дисгармоничный голос отрицательные
эмоции рок-исполнителя,- гнев, недовольство, агрессивность, зло (Морозов и др.,
1995, с. 150-155), фактически направлены на подавление личности слушателя, на
подчинение его воли воле исполнителя.
Аналогичное
подчинение должно быть свойственно и другим формам суггестивного воздействия на
человека. В этом плане значительный интерес представляет исследование
спектральных характеристик голоса различных "целителей" и "экстрасенсов",
деятельность которых связана с фактором внушения, фактором подавления личности.
Определенный интерес представляет также и исследование спектра голоса различных
политических "вождей" в период становления тоталитарной системы. Впрочем,
можно ожидать, что и у рядовых дикторов, работающих над внедрением в сознание
масс ложных мировоззренческих установок, тембральные характеристики голоса
будут обладать существенной долей дисгармоничности, свидетельствующей о
преобладании здесь суггестивного начала. Кстати, по данным профессора
В.П.Морозова, существенная дисгармоничность голоса наблюдается у дикторов
Российского радио с начала девяностых годов.
Возвращаясь к
проблеме рок музыки, можно предположить, что ее широкое распространение в современном
мире так же способствует повышению внушаемости масс, и тем самым подготавливает
почву для "харизматического" тоталитаризма. В результате комплексного
воздействия такой музыки, как показывают исследования, у человека постепенно
развивается "паралич мысленного процесса" (Дубров, 1988, с.160), на
фоне которого, по признанию самих же музыкантов, они обретают способность "управлять
мыслью и волей людей" и "дирижировать миром" (там же, с. 160).
За счет агрессивно-навязчивой внешней формы в такой "антилогосной"
музыке, безусловно, компенсируется недостаток внутреннего содержания, недостаток
гармонии. Нечто подобное мы встречаем и в принципах организации любого
тоталитарнго государства, а также и любой тоталитарной секты. В основу
существования данных образований всегда закладываются ложные идеалы и ложные
идеи. Они не выдерживают никакой серьезной критики и поэтому всегда нуждаются в
поддержке дополнительными искусственными методами, направленными на создание
духовной атмосферы искусственно вызванного единодушия, в которой только и возможно
эффективное внушение. Эти методы могут включать в себя и физическое устранение
инакомыслящих: ведь самим своим присутствием эти люди могут резко снизить
суггестивный эффект.
Предыдущая Следующая