Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
других случаях, однако, Шюц не придерживается полностью такого понимания
оратории, о чем свидетельствуют и его «Семь слов», и его «Рождественская
история», по времени близкая к пассионам. В «Семи словах» речитатив нотирован
как обычно в те годы в вокальных сочинениях, партия basso continuo выписана, а в сопровождении слов Иисуса выписано все
— партии двух скрипок и баса. В начале произведения звучит вступительный хор, в
конце — хоровое заключение. Помимо того после первого хора и перед последним
исполняется медленная «симфония» — строгая обработка хорала «Da Jesus an dem Kreuze
stund». Слова Иисуса выделены не только
особым колоритом сопровождения: они выразительно распеты (но не в оперной
манере), причем композитор допускает повторения в словесном тексте ради большей
музыкальной убедительности.
474
В
«Рождественской истории» Шюц отстоит еще дальше от своих пассионов. Здесь не
только выписаны инструментальные партии, но тонко дифференцированы характер и
краски сопровождения, а также введены музыкальные «интермедии». Партию Евангелиста
(тенор) сопровождает лишь орган по basso continuo. Ангел — сопрано в сопровождении виолетт. Пастухи — альты с флейтами и
фаготом. Волхвы — тенора со скрипками и фаготами. Первосвященники — басы с
тромбонами. Ирод — бас с двумя трубами высокого регистра.
Лаконичное
речитативное повествование Евангелиста восемь раз прерывается в «Рождественской
истории» особыми «интермедиями» уже не повествовательного, а иного плана —
выразительно-характеристического. После традиционного хорового пролога следует
большой рассказ Евангелиста о бегстве Марии и Иосифа из Назарета, о младенце
Христе в яслях, о явлении Ангела пастухам с радостной вестью о рождении
спасителя. На этом последнем известии речитатив обрывается: идет интермедия —
большое, развитое ариозо Ангела в сопровождении виолетт, то есть как бы
вводится реальный «персонаж» из евангельской истории. Соло Ангела лишено явных
оперных черт. Оно строго диатонично, мелодия его возвращается к одним и тем же
интонационным закруглениям фраз, две виолетты ведут «волнообразный» канонический
диалог, органный бас на протяжении 13 тактов выдерживает остинатную интонацию
малой секунды вниз на синкопе (пример 149). Некоторые черты духовной музыки
(мелодика!) соединяются здесь с чертами колыбельной и с приемами, характерными
для всяческих «видений», «явлений», вообще для воплощения таинственных сил в
опере того времени.
Предыдущая Следующая