Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Джелли отличало на редкость серьезное
отношение к тому, что он записывал со
своими оркестрами. Аранжировки тщательно продумывались и усердно
репетировались. Оркестранты играли
точно, их интонирование было лучше, чем у большинства других джазовых
исполнителей, чьи записи сохранились. Записи Мортона превосходны и в
техническом отношении: они без помех и с хорошим балансом звука. Музыканты, с
которыми предпочитал работать Джелли, были не самыми изобретательными
импровизаторами, но зато отличались добротной профессиональной подготовкой; они
играли чисто, всегда строго выдерживали мелодическую линию. Поэтому пластинки
имели успех и у самых строгих ценителей музыки, и у широкой публики.
Но, к сожалению, в 1928 году начинается
Великая депрессия, и грамофонную индустрию поражает кризис: в 1932 году общее
число проданных пластинок упало до 5 миллионов, что составляло лишь 6%
аналогичного показателя 1927 года. Мортон, как и Оливер, неожиданно оказался
старомодным, и, начиная с 1929 года, его звезда неуклонно стала катиться вниз.
Как бы то ни было, в начале 30-х годов
Мортон остался не у дел, да и здоровье оставляло желать лучшего. Он умер 10
июля 1941 года в Лос-Анджелесе, и в последний путь его, как и Кинга Оливера,
провожала лишь горстка музыкантов и поклонников.
Луи Армстронг - первый
гений
Конечно же, характеризуя этот период
джаза, нельзя не сказать о Луи Армстронге, первом гении в джазе. Если слово
“гений” и означает что-то в джазе, то оно означает Армстронг, его творчество
выше всякого анализа. Рядовой художник лишь выявляет существующие связи;
великий же художник создает новые, удивительные комбинации, показывая нам
возможности гармоничного соединения, казалось бы, разнородных элементов. В
жизни и в характере рядового художника всегда можно обнаружить, откуда он черпал
свои идеи; встречаясь с гением, мы зачастую не в состоянии понять, как он
пришел к столь поразительным открытиям. Чувство мелодии у Армстронга было
исключительным, и вряд ли кто может объяснить, как зародился у него этот дар и
в чем заключалось его магическое воздействие.
Армстронг начал играть на корнете довольно
поздно - в четырнадцать лет. Не зная нот, за какие-нибудь несколько месяцев он
так овладел инструментм, что смог возглавить группу школьных музыкантов. Четыре
года спустя он уже был корнетистом в ведущем джаз-бэнде Нового Орлеана. Еще
через четыре года был признан лучшим джазменом своего времени, а ведь ему тогда
еще не было и двадцати трех лет. К двадцати восьми годам он уже сделал серию
записей, которые не только решительным образом повлияли на развитие джаза, но и
вошли в историю американской музыки. Конечно, джаз - это искусство молодых.
Бейдербека не стало в двадцать восемь лет; Чарли Паркер ушел из жизни в
тридцать четыре. Все лучшее было создано Лестером Янгом до тридцати лет, а
Билли Холидей - до двадцати пяти. И все же тот факт, что Армстронг в двадцать с
небольшим лет превзошел джазовых музыкантов своего поколения, говорит о
способностях больших, нежели обычный талант.
Предыдущая Следующая