Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
к парижскому университету — центру европейской образованности — стекались
ученые и учащиеся, в частности из Англии, так и парижская певческая школа была
отчасти связана с музыкантами ряда стран — особенно с английскими. Благодаря
случайному свидетельству одного англичанина (имя которого осталось
неизвестным), долго находившегося в Париже, скорее всего во второй половине XIII века, в истории сохранились сведения о крупнейших
представителях парижской музыкальной школы XII—XIII веков,
перечислены их имена — вместе с установившимися оценками их достоинств. Сопоставление
этих сведений с содержанием некоторых нотных рукописей, которые оказались позднейшими
копиями сочинений парижских мастеров XII—XIII веков, позволило в значительной мере восстановить
художественный облик творческой школы Нотр-Дам и составить представление о ходе
ее развития.
Английский
автор (он получил в науке обозначение «Аноним IV» — по публикации его текста, осуществленной Э. де
Куссмакером в 1864 году) называет имя Леонина как лучшего органиста (в смысле —
создателя органумов), который составил «Magnus
14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с.411
15
«Союз королевской власти и
бюргерства ведет свое начало с X века», — замечает
Энгельс. Там же, с. 411.
80
liber organi» («Большую книгу органумов») из градуалов и антифонов
для церковной службы. Она применялась до времени магистра Перотина Великого,
который сохранил ее и улучшил, сделав к ней сокращения и добавления, поскольку
сам был «лучшим дискантистом» (в смысле — лучшим мастером пения в определенном
складе «дисканта»). Перотин же, по словам Анонима IV, сочинил прекрасные квадрупли (то есть
четырехголосные сочинения) Viderunt, Sederunt (первые слова латинского богослужебного текста) со
множеством искусных украшений, а также много триплумов (трехголосных сочинений)
—Alleluja, Nativitas и
другие. Все это, исполнялось и исполняется в капелле собора Нотр-Дам «до сего
дня», как выражался англичанин. Далее поименованы у него магистр Роберт де
Сабильон, Петр — «лучший нотатор» (то есть не только импровизировавший новый
голос, но и записывавший свою музыку), Иоанн, «названный первейшим», «магистр
Франко из Кельна», который ввел новый способ нотации. Современные ученые
заключают отсюда, что речь идет о нескольких поколениях музыкантов из
парижской соборной капеллы между серединой XII и серединой XIII
века: Леонин, Перотин, Роберт де Сабильон, Пьер де Ла Круа, Иоанн де Гарландия
и Франко Кельнский.
Предыдущая Следующая