Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Само
развитие многоголосия, как оно шло в парижской школе, побудило выдвинуть
обозначения: дискант, дискантирование, дискантист. Они связаны с тенденцией к
противопоставлению голосов, к противоположному их движению: дискант (déchant) —
«разнопение». По всей видимости (это подтверждается и содержанием трактата «Quiconques veut déchanter», «Кто
хочет дискантировать»), было время, когда опытные певцы импровизировали новый
голос к основной мелодии, выработав к этому определенные навыки; однако более
высокой ступенью считалось не только создание нового голоса, но и умение точно
зафиксировать его в записи.
На
основании новейших исследований творческую деятельность Леонина принято
относить примерно к пятидесятым — восьмидесятым годам XII века, а творчество Перотина — к концу XII — началу XIII
столетия. Создание «Большой книги органумов» — годового круга церковного пения
— было у Леонина, надо полагать, делом многих лет. Нотный текст этого собрания
имеет разночтения в различных его копиях. Поскольку в рукописях возможны и
позднейшие наслоения, не всегда с полной точностью устанавливается
принадлежность музыки именно Леонину: ортодоксальности в утверждениях здесь
быть не может. Однако заметное единство в предпочтении определенного склада
двухголосия, последовательность в применении тех или иных приемов позволяют
думать, что творческой основой «Большой книги органумов» было искусство
Леонина. Двухголосие у этого парижского мастера, так же как и у других его
предшественников и современников, основывается на канонизированных мелодиях
церковного обихода — градуалов, респонсориев, аллилуй. Но и само обращение с
основной мелодией и соотношение нового голоса с ней
81
у
Леонина уже отличны от того, что можно было наблюдать в рукописях монастырей
Сан Марсьаль и Сантьяго-де-Компостела. Леонин как бы следует дальше по пути,
намеченному его старшими современниками, и вместе с тем вносит совершенно новую
тенденцию в общий стиль вокального многоголосия. Подобно им он также
противопоставляет много более развитой новый голос медленно идущей основной
мелодии. Но то впечатление свободном, импровизационной мелодики несколько
патетического характера, какое мы ранее отметили в двухголосии, у Леонина
сменяется новой организованностью второго голоса, его ритмической упорядоченностью
(подчинение определенным модусам, как у трубадуров). Впрочем, это еще не все.
По-новому растет и расхождение между двумя голосами: григорианская мелодия еще
больше растягивается, чем прежде, она образует как бы ряд органных пунктов по
отношению к подвижному второму голосу (пример 31).
Предыдущая Следующая