Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Поскольку
же в качестве основы избираются мелизматические отрезки церковных напевов, приходящиеся
на немногие слова и слоги, то на большом протяжении двухголосия текста почти не
слышно. Другими словами, не богослужебное назначение, всегда связанное в глазах
церковников со словесным текстом, а собственно музыкальное впечатление, почти
не зависящее от какого-либо текста, определяет действенный смысл такого
двухголосного пения. В большой мере это впечатление связано с характером
нового, «присочиненного» голоса, который движется (например, в диапазоне
октавы) по преимуществу плавно, но не избегая и выразительных скачков, с той
ритмической упорядоченностью, какая сближает его в принципе с современной ему
светской музыкой (песней, в частности) и сообщает ему и расчлененность, и внутреннее
единство — благодаря повторам, варьированным повторам, секвенциям,
периодичности как в малых, так и в более крупных масштабах. Здесь возникает
-стремление к модальной ритмике, как это было у трубадуров. С тех пор как
устанавливается этот принцип соотношения голосов, тот из них, который ведет
хоральную мелодию, получает название тенора (от tenere — держать). Второй, присоединяющийся к основному
голос обозначается как дуплум, третий как триплум и т. д.
В
дальнейшем развитии многоголосия силами творческой школы Нотр-Дам проявляется
очень большая преемственность, вплоть до того, что Перотин добавляет к уже
сделанному Леонином новые голоса и вносит некоторые изменения в полученную от
него основу. Впрочем, этим дело не ограничивается. На многих последующих
ступенях развития многоголосия новое как бы наслаивается на уже достигнутое.
Таково, например, явление клаузул как предкаденционных разделов, выросших,
«разросшихся изнутри» многоголосной ткани, которые могли и отпочковаться от
этой ткани, существовать самостоятельно, могли быть и заменены другими
аналогичными. И как бы далеко по характеру общего звучания новые образцы
многогол®сия ни отходили от григорианских «подлинников», одно оставалось
неизменным в церковной
82
музыке
— обязательная, хотя бы внешняя, хотя бы частичная, хотя бы реально не ощутимая
исходная опора на григорианскую мелодику.
Предыдущая Следующая