Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Просто
поразительно, что при смелом движении вперед, при антигригорианской сущности
этого движения в целом — совсем оторваться от григорианского хорала творческая мысль
не могла, даже не имела права. Такая или подобная «цепляемость» за тот или иной
образец вообще характерна для развития новых форм многоголосия: наслоение новой
мелодии на заимствованную из числа уже известных, присоединение третьей
мелодии к двум уже связанным между собой. Любопытный процесс своего рода
цепного развития! Так или иначе он найдет свое выражение и в XIV, и в XV, и в XVI веках. Что касается одноголосной светской музыки в XII—XIII веках, то,
если там и имело место в отдельных случаях «выведение» одного образца из
другого (например, из мелодии танца-песни с новым текстом или из
народной мелодии — нового музыкально-поэтического целого), все же свобода творческой
мысли там была много большей, чем в церковном многоголосии и близких ему формах.
С
именем Перотина Великого связывается дальнейшее развитие и обогащение
многоголосного письма в школе Нотр-Дам при переходе к трех- и четырехголосию —
на той же формальной основе григорианской мелодики. В сочинениях Перотина,
даже на далекой исторической дистанции, нас не могут не поражать крупные
масштабы целого (например, 454 такта органума — при переводе на позднейшие
метрические понятия), умение длить и развертывать мелодическое движение, а
также все возрастающее стремление объединять это движение элементами
внутренней вариационности (характерные попевки, передачи их из голоса в голос,
ритмические превращения, выведение одной из другой) в сочетании с частичной
остинатностью (по преимуществу в ритмическом построении тех или иных разделов
мелодики — даже при новой ритмизации хорального напева).
Это
хорошо прослеживается и на примерах трехголосия, и особенно на образцах
четырехголосия у Перотина. В трехголосном складе весьма отчетливо выступает
единство двух верхних голосов (с преобладанием ритмически параллельного
движения) — в противопоставлении их растянутой мелодике хорала. Степень этой
замедленности григорианской мелодии неодинакова: на одну ее единицу приходится
местами всего три-четыре единицы в верхних голосах, местами же — более двадцати
единиц. Это само по себе уже отчасти расчленяет форму целого. Но более всего
она членится благодаря модальности ритма в верхних голосах, способствующей
впечатлению периодичности в узких масштабах. Вместе с тем интонационное
развертывание верхних голосов, как это было уже и у Леонина, скорее объединяет
их в едином токе движения, создающего эффект непрерывности процесса.
Предыдущая Следующая