Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Небезынтересно
проследить за интервальным соотношением голосов. В разрез с тем, что
средневековая теория считала консо-
83
нансными
кварту, квинту и октаву, у Перотина голоса нередко образуют терции, а в ряде
случаев — даже секунды. В некоторой мере это сглаживается плавностью движения
каждого из голосов. Но все же секунды и септимы сообщают известную остроту
созвучиям и по контрасту оттеняют преобладающую консонантность данного
трехголосия..
Наиболее
крупные и зрелые по стилю изложения образцы четырехголосия у Перотина, его
органумы принято относить к последним годам XII столетия. Квадрупль «Viderunt» (названный Анонимом IV среди выдающихся созданий Перотина) сложился на
основе мелодики градуала «Viderunt omnes»
из рождественской мессы. Впрочем, реальное значение этой мелодики в целом почти
равно нулю. Первые тридцать восемь тактов (если применять эту меру) опираются
на выдержанный звук фа в нижнем голосе (при одном слоге «vi-»), далее же это фа (со слогом «-de-») длится еще двадцать два такта. И лишь в шестьдесят
первом такте берется ля со слогом «-runt». По существу, все эти шестьдесят тактов органума звучат
на длительном органном пункте, а мелодия градуала ни в какой мере не слышна!
Музыка «движется» только в трех верхних голосах. Их соотношения, их
взаимосвязь, их единство и его нарушения представляют большой интерес на этом
раннем этапе развертывания большой многоголосной композиции. К тому же в
различных разделах ее применяется и различная совокупность приемов
формообразования.
Сопоставим
два крупных фрагмента из органума «Viderunt»:
первые 14 тактов и далее такты 167—187 (примеры 32, 33).
В начальном фрагменте три верхних голоса (разумеется, на органном пункте)
вместе образуют периодическое последование двутактов (2—2—2—2—2—2—2),
ритмически подобных между собой. В первых трех двутактах голоса ритмически
едины, в следующих трех двутактах едины лишь в каденциях, а в остальном частично
свободны. Что же связывает это движение в целом при периодичности общего
членения по двутактам? Полная или частичная общность попевок, переходящих из
голоса в голос, своеобразные их передачи, как бы перекатывание по голосам. Но
не только это: к сумме этих устойчивых мелодических образований понемногу
добавляются и новые, вкрапливаясь в целое и способствуя общему д в и ж е н и ю
. Сравним два первых двутакта. Верхний голос тождествен в 1—2 и 3—4 тактах; то,
что звучало в среднем голосе, переходит в нижний, в среднем же возникает новая
попевка. Два следующих двутакта подтверждают это впечатление цепного
движения. Новая попевка, проходившая только что в среднем голосе, спускается в
нижний, в среднем же повторяется попевка, дважды проходившая в верхнем голосе.
В четвертом двутакте при "комбинации уже прозвучавшего новое появляется в
верхнем голосе. По этому принципу совершается плетение цепи и далее: в пятом восьмитакте
новое возникает в нижнем голосе, в шестом эта же новая попевка — нисходящий
гексахорд образует секвенцию и т. д. В итоге создается своеобразное
впечатление
Предыдущая Следующая