Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
84
и
движения, и одновременно неподвижности, словно плавного вращения и перемещения
линий, «переливания» красок без какого-либо, явного устремления к цели, без
заметного роста напряжения.
Второй
фрагмент органума (такты 167—187) дает иное воплощение того же принципа
цепного развития .трехголосной ткани (при том же органном пункте в четвертом,
самом нижнем голосе). Здесь возвращение попевок как в одном голосе, так и с
передачей в другие, дробность, частое паузирование и; особенно, многократное
повторение секундовых интонаций (до-ре-до, фа-соль-фа) нарушают
плавность общего развертывания, создают даже некоторое беспокойство — однако
тоже без особого устремления куда-либо, а скорее «в пребывании» внутри единой
образной среды и сферы.
На
большом протяжении всего произведения возникает целый ряд подобных смен в
характере изложения: членению на разделы способствуют долго длящиеся звуки в
основном, нижнем голосе, а также предпочтение той или иной группы приемов
цепного развертывания в соотношениях голосов. От начала к концу композиции
все меньшее значение остается за органными пунктами (крупные длительности
заимствованной мелодии), все более существенным становится участие
ритмизованного хорала в ином уже соотношении с верхними голосами (большая
плотность общего движения при относительном сокращении длительностей внизу),
но взаимосвязь мелодических образований в трех верхних голосах неизменно
обеспечивает единство «цепного» развертывания — по крайней мере внутри
разделов. Переброски характерных попевок из голоса в голос на одной и той же
высоте подготовляют некоторую почву для появления имитаций.
Среди
немногих (восьми?) произведений Перотина, авторство которых не вызывает
сомнений, есть два больших четырехголосных кондукта и четыре трехголосных (из
них два — крупные), а также по одному образцу двухголосия и одноголосия. Надо
полагать, что парижский мастер создал много, больше сочинений, но они либо не
найдены, либо не прошли атрибуции. Ведь и для открытия известной теперь,
вероятно небольшой части творческого наследия Перотина понадобилось совпадение
давнего литературного свидетельства с содержанием анонимных рукописей, найденных
много позднее!
Предыдущая Следующая