Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Мы
не знаем не только общих масштабов творчества Перотина, но не имеем конкретных
.биографических сведений о нем. Исследователи сопоставляют его латинизированное
имя с именами некоторых других музыкантов, работавших примерно в одно время с
ним в Париже, и колеблются в заключениях: был ли Перотин просто певцом в
капелле Нотр-Дам, старшим из певцов («préchantre»), руководителем капеллы? Впрочем, для истории
музыкального искусства его заслуги достаточно раскрываются уже в содержании
сохранившихся его сочинений. Был ли он певцом или руководителем капеллы,
определение «Перотин Великий», данное ему современниками, в наших глазах
вполне оправдано.
85
Стиль
многоголосного письма, сложившийся в парижской школе, нашел свое выражение не
только в сфере церковной музыки. На рубеже XIII—XIV веков
влияние этого стиля ощущалось и за пределами Франции. Однако далеко не везде
направление школы Нотр-Дам было воспринято местными музыкантами. Италия, в
частности, осталась в стороне от него: у нее были иные традиции. Вместе с тем
этот опыт раннего многоголосия в высокопрофессиональном искусстве католической
церкви был и сам по себе весьма симптоматичен для эпохи, и оказался
немаловажным для дальнейшего развития полифонии в Западной Европе. Особый, специфический
характер образности, господствующей в музыке Леонина и Перо,тина, позволяет тем
не менее утверждать, что, вопреки идеям строгой функциональности церковного
искусства, творческая мысль двигалась в совершенно ином направлении — в поисках
собственно эстетического удовлетворения, свободного от регламентации
канонизированными текстами. Этот прорыв из области функционального назначения
в сферу эстетического восприятия роднит новый музыкальный стиль школы Нотр-Дам
с расцветом готической архитектуры, в которой эстетическое начало столь
естественно сочетается с функциональным. Это, однако, не означает, что стиль.
Нотр-Дам в музыке и зодчестве может быть оценен как стиль чисто светского
искусства. Он, вне сомнений, еще связан с религиозным мировосприятием, но само
это мировосприятие все дальше уходит от ортодоксальной католической
церковности. Не случайно новый стиль многоголосного церковного пения с его
дальнейшим распространением по Европе вызвал в 1322 году специальную буллу папы
Иоанна XXII, резко осудившего смелые новшества, вводимые
певцами.
Предыдущая Следующая