Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Развитие
многоголосного письма поставило перед музыкантами новые проблемы нотации, ибо
записывать несколько мелодических линий, руководствуясь лишь системой
ритмических модусов (которыми довольствовались трубадуры в записях одноголосной
мелодии), оказывалось тем труднее, чем более сложными становились их
ритмические соотношения. Примечательно, что именно к тому или иному деятелю
парижской творческой школы современники относили определение «нотатор» или
замечали «учил нотировать»; вскоре стали известны еще «английский нотатор»,
«бургундский магистр» и другие музыканты из разных стран, тоже прославившиеся
как умелые нотаторы. Поскольку высота звуков уже фиксировалась существующей нотацией,
проблема ее совершенствования была связана с системой записи длительностей. От
слова «мензура» (мера) произошло название мензуральной нотации, которая
сложилась в XIII веке и разрабатывалась далее
в XIV. Усилиями Иоанна де Гарландия («De musica mensurabili positio»), Франко Кельнского («Ars cantus mensurabilis», ок. 1280)
и других теоретиков XIII века были заложены основы
мензуральной системы.
В
целом она сводилась к следующему. Крупнейшей нотной единицей музыкального
времени стала максима (наибольшая)
86
которая
делилась на лонги (длинные). Соотношение максимы и лонги называлось модусом.
Совершенным модусом тогда признавали трехдольное деление (максима делилась на
три лонги). Лонга в свою очередь разделялась на три бревис (короткие) — их
соотношение определялось как темпус. Бревис далее делилась на семибревис
(полукороткие) — их соотношение называлось prolatio. На практике в этой нотации не все было регламентировано.
При растягивании слога на несколько звуков они складывались в так называемые лигатуры,
в которых длительности усекались и изменялись вне строгой системы. Да и помимо
того в самих соотношениях длительностей допускались различные отступления от
строгой схемы (заметим, что на практике понятие такта не применялось), с
которыми было необходимо сообразовываться.
Сами
ноты, уже развившиеся из давних невм, писались как черные (то есть заполненные
краской) прямоугольники (максима), квадраты (с «ножкой» — лонга, без нее —
бревис), ромбы (семибревис). В XIV веке
появились и обозначения более мелких длительностей: минима (малая) и
семиминима (полумалая). Позднее зафиксированы и еще более дробные деления:
фуза и семифуза. В XV веке зачерненные большие ноты
сменились белыми, обведенными по контурам. Когда в эпоху Возрождения наряду с
трехдольным делением стало широко применяться и двухдольное, появились и особые
обозначения для модуса, темпуса и prolatio.
Предыдущая Следующая