Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Если
лонга делилась на три бревис, а бревис — на три семибревис, то это
обозначалось как tempus pertectum (совершенный), prolatio major (то есть большое) и обозначалось знаком
. Мы могли бы понять это как
размер девять четвертей.
Если
лонга делилась на три бревис, а бревис на две семибревис, то темпус оставался
совершенным, a prolatio изменялось (tempus perfectum, prolatio minor),
что указывалось знаком
Для
нас это три вторых. Если лонга делилась на две бревис,
а
бревис на две семибревис, то деление признавалось несовершенным (tempus imperfectum, prolatio minor)
и обозначалось
как
. Это соответствует нашим
четным размерам. Наконец, лонга могла разделяться на две бревис, а бревис на
три семибревис
— аналогично нашим шести
четвертям.
Так
в XIII веке обоснование и введение мензуральной нотации
обозначило признание переворота в области профессионального музыкального
искусства. То, что ранее было в действительности характерно для бытовой музыки,
для лирики трубадуров, вообще для песни и танца, но что не проявлялось в той же
мере в григорианской мелодике, — организованное ритмическое движение
восторжествовало повсюду, где существовало нотное письмо. По всей вероятности,
эта активность теоретической мысли, учитываю-
87
щей
насущные требования музыкальной практики, во многом связана и с творческой
школой Нотр-Дам, и с оживлением международных научных связей благодаря парижскому
университету. Показательно, что в разработке проблемы ритма и его нотной
фиксации приняли участие не только французские, но и английские музыканты, —
как бы по аналогии с тем, что, видимо, англичане занесли в Париж традицию
пения параллельными терциями («гимель»), которая в некоторой мере уже оказала
свое действие на склад многоголосия у Леонина и Перотина.
Развитие
многоголосного письма, характерное поначалу для церковного искусства, привело и
к сложению новых музыкальных жанров как духовного, так и светского содержания.
Следует, однако, сразу заметить, что принципы формообразования в новой
многоголосной композиции все же не были вполне изолированы от тех принципов,
которые к XIII веку утвердились в
музыкально-поэтическом искусстве трубадуров, труверов и аналогичных им
представителей новой светской лирики того времени. Сами многоголосные жанры
(кондукт, особенно мотет) еще не представляли собой в XIII веке нечто вполне откристаллизовавшееся, стабильное.
Процесс их формирования, по существу, не останавливался, и в ходе его они тесно
соприкасались с формами многоголосия в церковной музыке, одновременно кое в чем
осваивая и опыт светского бытового искусства.
Предыдущая Следующая