Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Само
определение «кондукт» не всегда понималось однозначно. Кондуктом, например,
называлась в IX—X веках одноголосная латинская песня — независимо от
содержания и формы. В начале XIV века Иоанн
де Грохео отождествляет кондукт с так называемым cantus coronatus, то есть «увенчанными [за свое достоинство] песнями»,
и поясняет, что они «исполняются перед королями и князьями земли для того,
чтобы побуждать их души к храбрости, силе, великодушию, щедрости, т. е. к тем
качествам, которые содействуют хорошему управлению. Эти песни приятного и возвышенного
(ordua) содержания, они говорят о дружбе, любви и состоят из
нот длинных и совершенных» 16. В XIII веке
кондукт был двух- или трехголосным произведением как серьезного (по определению
Грохео), так и шуточного характера. Отсюда и возможная близость кондукта то к
складу органума, то к складу песни. Современники считали, что кондукт, в
отличие от мотета, был свободен от заимствованной мелодии. Однако на деле
существовали кондукты, .возникшие на основе григорианских напевов (в свободном
изложении), светских песен или даже «народно-бытовых мелодий. В творческой
школе Нотр-Дам кондукт на деле примыкал к определенному складу органума, с тем
лишь отличием, что тенор в нем был четко ритмизован и общий склад трехголосия
16 Цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского
средневековья и Возрождения, с. 239.
88
(или
двухголосия) отчетливее тяготел к гармоническим звучаниям, к моноритмическому
движению. И хотя в кондуктах XIII века мы
находим и линеарно-мелодическое развертывание, и мелизматический склад
верхнего голоса, все же для них характерна тенденция к большей простоте
многоголосия, большей четкости формы и ее разделов, да и большая свобода от
опоры на заимствованную мелодию как основу композиции. В кондукте не исключалось
и участие инструментов в исполнении. Кондукт в глазах его современников никогда
не был столь «ученой» и сложной формой, как мотет, и порой воспринимался как
музыка «простая» — так именно оценивает его Грохео, в отличие от музыки
«ученой» или «правильной» (к которой он относит мотет). Вместе с тем кондукт, в
связи с возможностью обходиться без мелодической опоры извне, открывал путь
для инициативы композитора.
Предыдущая Следующая