Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Мотет,
которому предстояло очень большое будущее, весьма интенсивно развивался в XIII веке. Зарождение его относится еще к предшествующему
столетию, когда он возник в связи с творческой деятельностью школы Нотр-Дам и
имел поначалу литургическое назначение. Не только дальнейшая эволюция жанра, но
даже история отдельных его образцов представляет непрерывный процесс движения
от одного звена к другому, процесс смыкания отдельных явлений, неожиданного
скрещивания, казалось бы, трудно соединимых музыкальных линий. Для XIII века мотет — главный, центральный жанр
профессионального искусства и вместе с тем огромное поле творческих экспериментов.
Мотетов создается очень много. В ряде рукописных собраний к началу XIV века именно они преобладают над всеми остальными
материалами. Вместе с тем имена их авторов чаще всего остаются неизвестными.
Строго говоря, далеко не всякий мотет может быть назван полностью авторским
созданием, образцом индивидуального творчества.
Мотет
XIII века — многоголосное (чаще трехголосное) произведение
небольшого или среднего размера, художественный облик которого был весьма
переменчив, а главные тенденции развития связаны с проблемами эмансипации
голосов многоголосного склада, интонационно-ритмического их обновления (при
возможной координации между собой), а также с проблемами формообразования в
завершенной многоголосной композиции. Жанровой особенностью мотета была
исходная опора на готовый мелодический образец (из церковных напевов, из
светских песен) в качестве тенора, на который наслаивались иные голоса различного
характера и даже порой различного происхождения. Менее всего в ту пору
экспериментов мотет тяготел к цельности, однородности мелодического материала.
Напротив, главный его интерес для музыкантов того времени заключался в
соединении разно-плановых мелодических линий, зачастую с текстами различного
характера. Достигнуть этого различия голосов — и тем не менее не разрушить
единства, цельности композиции — такова была «сверхзадача» работы над мотетом.
89
Едва
ли не каждый мотет возникал тогда в цепи музыкальных явлений,
складываясь на основе, например, двухголосного фрагмента из органума школы
Нотр-Дам и в свою очередь порождая новые мотеты за счет присоединения либо
нового текста к прежним голосам, либо нового голоса или новых голосов ко всему
предыдущему. Так современные исследователи обнаруживают многие варианты
мотетов, возникавшие на одной первоначальной основе. При этом к
первоначальному богослужебному тексту «подлинника» по мере дальнейшего развития
многоголосной обработки могли присоединяться как духовные латинские тексты,
так и — одновременно с ними — текст французской любовной песни. Получалось в
итоге сочетание разных мелодий с разными текстами. Это выдвигало и особые
задачи соединения песенной ритмики, песенной мелодической структуры с иными закономерностями
церковных напевов, так или иначе присутствующих в органумах.
Предыдущая Следующая