Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
При
безграничных возможностях выбора музыкальной основы для создания мотетов,
музыканты XIII века облюбовали некоторое
количество фрагментов из градуалов, аллилуй, клаузул, которые затем многократно
служили конструктивной опорой для создания различных мотетов, порою связанных между
собой также и на ином уровне формообразования. В научной литературе описаны,
например, «цепные» случаи возникновения мотетов на материале одной из
излюбленных в этом качестве клаузул «Et gaudebit»
(«И возрадуется»). Эти слова представляют извлечение из евангельского текста
«Не оставлю вас сиротами, приду к вам... [Я увижу вас опять] и возрадуется
сердце ваше». Двухголосный фрагмент «Et gaudebit»
и послужил основой мотетов. Первоначально к верхнему голосу были подтекстованы
новые латинские слова: «Подобно звездам на небе сияют дела добрых пастырей».
Музыка осталась прежней, двухголосной (тенор и дуплум), новый текст, во всяком
случае, не противоречил старому. Целое же считалось двухголосным мотетом.
Как бы дальнейшую ступень цепного развития образует трехголосный мотет на той
же первоначальной основе: к прежним двум голосам присоединяется еще один,
верхний голос в более быстром движении, тоже с латинским текстом духовного
содержания 17. Далее: существует вариант той же трехголосной музыки
с французским светским текстом в верхнем голосе. И еще далее — тенор и этот
верхний голос остаются по музыке прежними, а средний с новым текстом —
создается заново. Иными словами, развертывается процесс своего рода цепных
превращений целого при частичном (или даже полном) сохранении музыки и
последовательном нанизывании новых элементов или частичной замене одного
голоса (или одного текста) дру-
17 Сводку различных вариантов создания мотетов на мелодию
названной клаузулы см. в тексте главы, написанной Фр. Людвигом в издании: Handbuch der
Musikgeschichte, herausgegeben von G. Adler. Berlin, 1930, S. 234—235. Процесс
такого образования мотета за мотетом иеследуется в кн.: Евдокимова Ю.
Многоголосие средневековья. X—XIV века. М., 1983, с. 76.
90
гим.
Процесс этот, по существу, может быть бесконечным. Привычные нам представления
об авторстве, о творческой инициативе, о единстве образности в произведении
здесь на каждом шагу нарушаются.
Предыдущая Следующая