Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
процессе этих и многих подобных превращений складывались мотеты то как
сложные, полимелодические, порой с мелизматическим характером верхнего голоса,
то как более близкие песне, шуточные, если не озорные.
«Мотеты
не следует давать в пищу простому народу, — замечал Грохео, — он не заметит их
изящества и не получит от них удовольствия; мотет надо исполнять для ученых и
для тех, кто ищет в искусстве изящества и тонкостей» 18. Речь идет,
разумеется, о мотете сложном, быть может даже мелодически изощренном в сочетании
верхних голосов. А рядом с такими образцами существовали и совсем другие
мотеты — легкого, шуточного характера — хотя и достаточно искусные по
композиции. Например, на основе церковной секвенции в качестве тенора движутся
два верхних голоса е застольными песнями. В первых шести тактах они ведут
разные мелодии, простые, четкие, иногда в перекрещиваниях; в следующих шести
тактах мелодия, звучавшая в верхнем голосе, переходит в средний и наоборот (пример
34). Это
значит, что применен прием двойного контрапункта. Одновременно целое членится
по равноритмичным двутактовым фразам тенора: именно так ритмизована мелодия
секвенции. Эта ритмическая остинатность в соединении с двойным контрапунктом в
верхних голосах крепко держит форму целого. Другой «песенный мотет»
двухголосен: на ритмизованный (по двутактам) напев секвенции «Surge et illuminare lerusalem» наложена широкая и развитая песенная мелодия с
французским текстом, расчлененная, однако, сначала по трехтактам, а лишь во
второй части мотета — по двутактам. В данном случае как будто бы песня просто
дается с сопровождением нижнего голоса.
Ритмическая
организация целого, даже в этих простых примерах, составляла важную задачу в
формообразовании мотета: ему придавалась композиционная четкость, известное
единство, зачастую внутренняя периодичность. При более сложном многоголосном
целом нижний голос (тенор) тоже выполнял важную роль скрепления композиции. В
приведенном ранее примере ритмизованный тенор (в больших длительностях) из
восьми тактов (по нашим меркам) пять раз (как basso ostinato) проходит на протяжении мотета, в то время как
верхние голоса движутся все вперед и вперед.
Предыдущая Следующая