Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Главный
композиционный принцип мотета — соединение различных мелодий с различными
текстами, да еще при ясно выраженной тенденции к полимелодическим сочетаниям —
неизбежно выдвигал на первый план проблему ритма в многоголосном складе.
18 Цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского
средневековья и Возрождения, с. 245.
91
Проникновение
песенных структур в ткань мотета не могло не повлиять так или иначе на ее
решения. В связи с этим действовало и стремление ритмически преобразить
заимствованную мелодию тенора, придать ей периодичность, если не остинатность,
включив ее тем самым в число первостепенных факторов формообразования. Не
забудем также, что мотет развивался в особых исторических условиях, когда
модальная ритмика еще принималась во внимание (вплоть до различных модусов в
разных голосах), но уже исчерпывала себя при переходе к мензуральной системе.
Утверждение мензурального письма способствовало большей четкости в организации
полимелодического многоголосия в мотете и вместе с тем открывало дорогу для
возможностей дальнейшего его усложнения в XIV веке.
Впрочем,
со временем линия «песенного мотета» тоже нашла свое продолжение. Во второй
половине XIII века, как мы уже отчасти
заметили на примере Адама де ла Аль, традиция профессионального многоголосия
могла скрещиваться с линией песенных жанров. В мотетах с одними французскими
текстами мелодия тенора порой заимствовалась из светской песни, а форма целого
содержала черты песенной рондальноcти. В
прямой связи с этим создавались уже и многоголосные рондо, баллады, виреле
трубадуров — первые опыты их в данном направлении. Здесь многоголосное письмо
было несложным и, в отличие от «ученых» мотетов (о которых писал Грохео),
гармоническая его опора ощущалась явственно. Полимелодическое многоголосие
наиболее развитого, мотетного типа, при котором гармоническая вертикаль
выполняла скорее второстепенную роль, не могло стать характерным для этих
жанровых разновидностей.
По
всей вероятности, в исполнении тех или иных мотетов могли участвовать
инструменты (виелы, псалтериум, орган). Быть может, они удваивали мелодии
голосов или поддерживали один из них (верхний? тенор — на органе?), а в иных
случаях даже исполняли весь мотет. Последнее, однако, наиболее сомнительно:
слишком уж важны были в мотете не только сочетания мелодий, но и сочетания
различных текстов!
Предыдущая Следующая