Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Среди
других жанров XIII века современники (в
частности, Грохео) называют также гокет. Но в какой мере он был именно жанром?
Судя по сохранившимся музыкальным памятникам, гокет чаще всего оставался
специфическим приемом изложения в многоголосном складе. В упомянутой булле
папы Иоанна XXII с порицанием говорилось, что
певцы рассекают церковные песнопения гокетами. Гокет (от слова «икота»)
обозначал прерывистое изложение мелодии, когда она, разделяясь на мелкие
отрезки; как бы «перебрасывалась» ,из голоса в голос. И поскольку то один, то
другой из них соответственно паузировал («заикался»), получался особый эффект.
Вероятно, отдельные шуточные произведения могли быть выдержаны в таком духе.
Но чаще «гокетирование» встречалось эпизодически в других многоголосных
вокальных сочинениях, как светских, так и церковных.
92
Наконец,
в XIII веке приобрела популярность и своеобразная форма бытового многоголосия, получившая названия
рондель, рота, ру (колесо). Это — шуточный канон, который был известен и
средневековым шпильманам. В качестве такового он достиг значительного уровня
мастерства к концу XIII века, а затем , в XIV, стал основой таких изобразительно-полифонических
жанров, как шас (chasse) во Франции и качча (caccia) в Италии, что означает «охота». Помимо небольших
образцов бытового происхождения, сохранился (примерно от последней четверти XIII века)
двойной шестиголосный канон английского происхождения — уникальный образец для
своего времени. Это прославленный «Летний канон» на слова: «Лето пришло, громче
пой, кукушка. Трава растет, луг цветет, лес одевается листьями...» Четыре
верхние голоса ведут канон в унисон, повторяя данный текст, два же нижних
повторяют «Пой ку-ку», все время меняясь местами. Это звучит легко и забавно,
но несомненно потребовало настоящего умения распоряжаться шестью голосами на
основе четкой и простой гармонической последовательности из двух созвучий (фа
— ля — до и соль — си-бемоль — ре).
К
концу XIII века музыкальное искусство Франции в большой мере
задавало тон в Западной Европе. Музыкально-поэтическая культура трубадуров и
труверов, как и важные этапы в развитии многоголосия, отчасти повлияли на
музыкальное искусство других стран. Произведения французских авторов
распространялись в рукописях далеко за пределами Франции. В музыкальной жизни
страны сосуществовали явления разного порядка, как об этом в подробностях рассказывает
Грохео: героический эпос (chansons de geste)
с его давней традицией, песни различных родов — от старинных народных до лирики
трубадуров, торжественные кондукты, «ученые» мотеты, духовные песнопения,
инструментальные пьесы. Так или иначе, едва ли не все общественные слои были
представлены здесь со своими вкусами и определенными предпочтениями.
Предыдущая Следующая