Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Значительный
путь прошло в XII—XIII веках многоголосие во Франции: от мелизматического,
импровизационного понимания верхнего голоса в памятниках типа Сан Марсьаль — к
новой четкой организации верхних голосов в школе Нотр-Дам — и к полимелодическим
тенденциям развитых мотетов. По существу, наиболее ясный,
вертикально-организованный и интонационно-цельный музыкальный склад был
выработан именно в школе Нотр-Дам. Дальше пошло полимелодическое усложнение
его, приведшее к утрате цельности впечатления, к изощренности в ущерб
художественной гармонии целого. Со временем, однако, авторское начало
проступило даже в создании мотетов: имена композиторов во второй половине XIII столетия порой уже указывались. Известно, например,
имя Пьера де ла Круа, с которым связывают тип так называемого франконского
мотета того времени.
В
истории музыки XIII век (примерно с 1230-х годов)
получил обозначение «Ars antique» («старое искусство»).
Определение
93
это
распространяется и на первые два десятилетия XIV века. Оно возникло, так сказать, ретроспективно:
когда музыкальные теоретики заговорили о «новом искусстве» («Ars nova») XIV века, то
предыдущий его период стал восприниматься как «старое искусство». На деле же,
что ясно из всего сказанного, XII—XIII века — в отношении к предшествующему времени — были
по-своему тоже весьма новыми
ARS NOVA ВО ФРАНЦИИ. Гийом Машо
Около
1320 года был создан в Париже музыкально-теоретический труд Филиппа де Витри
под названием «Ars nova». Эти слова — «Новое
искусство» — оказались крылатыми: от них пошло определение «эпоха Ars nova», которое доныне принято относить к французской
музыке XIV века. Выражения «новое искусство», «новая школа»,
«новые певцы» нередко встречались во времена Филиппа де Витри не только в
теоретических работах. Поддерживали ли теоретики новые течения или порицали их,
осуждал ли их папа римский, — повсюду имелось в виду то новое в развитии
музыкального искусства, чего не было до появления развитых форм многоголосия.
На
этом основании в литературе о музыке нередко делается вывод, что французское Ars nova начинает эпоху Ренессанса. Между тем ни содержание самого
трактата Филиппа де Витри, ни памятники французского музыкального искусства не
позволяют сделать подобного заключения. «Новое искусство» во Франции XIV века — это высокоразвитое профессиональное искусство
позднего средневековья, новая ступень в его движении, развернувшемся в XII—XIII веках.
Предыдущая Следующая