Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
трактате Филиппа де Витри речь шла о теоретических вопросах, которые были
связаны с новыми явлениями в музыке еще с XIII века: о мензуральной нотации (с графическими схемами
соотношения длительностей), о характере голосоведения в многоголосном складе,
о возможностях и даже необходимости альтераций отдельных звуков — вопреки
модальным ладам. Позиции ученого музыканта были прогрессивными. Он, в
частности, всячески поддерживал закономерность не только трехдольного деления
метрических единиц, но и двудольного (которое по традиции считалось
несовершенным). Он настаивал на запрещении ходов параллельными октавами и
квинтами в многоголосии, протестуя против архаичности подобных звучаний—ради
большего полнозвучия за счет иных интервалов. Филипп де Витри ратовал за
признание альтераций, которые широко вошли в музыкальную практику, хотя
средневековая теория объявила альтерированные звуки (нарушающие систему
модальных ладов) «фальшивой музыкой». Он утверждал, что без такой «фальшивой
музыки» нельзя исполнять ни одного мотета, ибо на самом деле она не фальшивая,
а «правильная и необходимая». При всей реальности, даже практичности этих
теоретических положений Фи-
94
липпа
де Витри, направленных против догматизма и схоластики средневековой теории, они
еще не возвещали Ренессанса: ни в исторических условиях Франции, ни в самом
музыкальном творчестве французских авторов для этого не было и не могло быть
серьезных оснований.
Французская
музыка XIV века представляет значительный интерес по
интенсивности своего развития, по напряженности авторских исканий, по
возрастающей роли в ней авторской индивидуальности. Она, вне сомнений, в
большой полноте и даже с блеском воплощает некоторые особенности
позднесредневекового искусства: изощренного по мастерству — но не утратившего
связи с жизненными художественными истоками, во многом условного и
риторического — но способного и к тонкому выражению чувства, как поэзия XIV века, орнаментального, изысканного — и притом
колористически яркого и свежего, как книжная миниатюра.
Крупнейшим
представителем Ars nova во Франции был Гийом де Машо — прославленный поэт и
композитор своего времени, чье творческое наследие изучается также в истории
литературы. Несколько раньше его начал писать музыку Филипп де Витри.
Предыдущая Следующая