Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Относительно
ранние музыкальные памятники XIV века свидетельствуют
о том, что именно получало распространение на практике, в музыкальной
жизни французского общества. Так, в одной из рукописей (1316) популярного тогда
«Романа о Фовеле» (написан Жерве де Бю) обнаружено более ста тридцати различных
образцов музыки: мотетов, рондо, баллад, ле, церковных песнопений. Среди них
есть и одноголосные песни, далекие от каких-либо формальных ухищрений, и мотеты
всевозможных типов, вплоть до новейшего изоритмического мотета Филиппа де
Витри. Роман этот (в стихах) носит обличительно-сатирический характер и
направлен (в аллегорической форме) против духовенства и его пороков.
Музыкальные интерполяции лишь в общих чертах соответствуют тем или иным его
фрагментам. С романом связаны также песни Жанно де Лекюреля (ум. в 1303 году),
который пользовался в этом жанре большим успехом у современников. Итак, Филипп
де Витри начинал свой творческий путь композитора в годы, когда широко
культивировались различные типы мотетов (вплоть до вокально-инструментального)
и в полной силе оставалась одноголосная песня, отнюдь не порвавшая с
танцевально-бытовыми истоками.
Как
бы ни усложнилось в XIV веке дальнейшее развитие
многоголосных форм, линия музыкально-поэтического искусства, идущая от
трубадуров и труверов, не была вполне потеряна в атмосфере французского Ars nova. Если Филипп де Витри был прежде всего ученым
музыкантом, а Гийом де Машо стал мэтром французских поэтов, то все
же оба они были поэтами-музыкантами, то есть в этом смысле как бы продолжали
традиции труверов XIII века. В конце концов не столь
уж длительное время отделяет творческую деятельность Филиппа де Витри,
который начал сочинять музыку около 1313—1314 годов,
95
и
даже деятельность Машо (с 1320—1330 годов) — от последних лет творческой жизни
Адама де ла Аль (ум. в 1286 или 1287 году). Однако несомненная ученость Филиппа
де Витри, его склонность к научной систематике, а также заметная «книжность»
поэзии Машо, его искушенность в литературе уже в большой степени специфичны
именно для своего времени, для музыкально-поэтического искусства XIV века. Оба представителя французского Ars nova не только являлись уже в полном смысле слов мастерами
интеллектуального склада, но и отдавали, в духе своего времени, известную дань
риторике, настойчиво сближая с ней поэзию. Мастерство поэтов-музыкантов растет,
но непосредственности в их искусстве становится все меньше. Они достигают
значительной тонкости в выражении лирических чувств, но вместе с тем усложняют
стиль изложения, стремясь к его изысканности.
Предыдущая Следующая