Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
правило, трехголосные (четырехголосных немного) мотеты Витри написаны на два
разных текста каждый; тексты проходят — один во втором (так называемом
мотетусе) голосе, другой в третьем (триплуме), а тенор движется большими
длительностями и образует своего рода фундамент целого (в четырехголосии эту
функцию до известной степени разделяют тенор и контратенор). Отделение верхних,
подвижных голосов от тенора (или тенора и контратенора) проведено четко и
определенно. Мелодия тенора обычно заимствуется из духовных напевов, но
подвергается новой ритмизации, подчиняется избранной автором мензуральной
формуле. Построение целого и сугубо рационалистично и вместе с тем допускает в
этих рамках долю внутренней вариационности в развертывании мелодики верхних
голосов, особенно триплума. В итоге художественный облик того или иного мотета
производит двойственное впечатление: гибко развертывающаяся и «вьющаяся»
мелодика верхнего голоса (или верхних голосов), следующая за стихотворной
строкой (но отнюдь не по принципу песни), наложена на своего рода
архитектонические квадры медленно шествующего тенора (или тенора и
контратенора), повторяющего в определенных масштабах одну и ту же ритмическую
последовательность, которая может быть затем проведена в уменьшении, но при
сохранении внутренних ее пропорций. Всякий раз при повторении такой
ритмической формулы (в ней может быть и семь, и восемнадцать, и больше, и
меньше тактов) она выполняет функцию basso ostinato, на который накладывается как бы новая строфа в верхних голосах. Эту
«строфу» принято называть в изоритмическом мотете периодом. Однако во
избежание нежелательных аналогий с периодом в более позднем, обычном его
понимании, мы предпочитаем называть такие построения строфами.
Проследим
на примере одного из трехголосных мотетов Филиппа де Витри «Colla jugo — Bona condit», как
именно композитор мыслит соотношение голосов и принципы формообразования в этом
многоголосном жанре 19. В мотете 95 тактов, он построен на основе
ритмизированного тенора, воспроизводящего одну и ту же ритмическую формулу.
Верхние голоса по характеру движения противопоставлены тенору. Тенор же семь
раз проводит такое иссле-
Предыдущая Следующая