Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
дование:
19 Нотный пример см. в кн.: Евдокимова Ю. Многоголосие
средневековья. X—XIV века, с. 127
97
а
затем дает те же ритмические соотношения в уменьшении:
И снова формула проводится
семь раз. Это
повторение
ритмической формулы, без обязательного тождества мелодии в целом, называлось тогда
talea и соответствовало, как видно, нашему понятию
ритмической остинатности баса. В других случаях могла быть повторена
мелодическая формула (в интервальном отношении), но без ритмического тождества:
это называлось color.
Подобные
закономерности действовали не только в крупных масштабах формы, но проявлялись
и более скромных рамках, например в ритмически аналогичных коротких построениях
или в мелодико-интонационных аналогиях частного характера. Структурность,
основывающаяся на этих принципах, становилась буквально господствующей
композиционной идеей французской музыки того времени. Именно в ней видели
всеобщую панацею от всех опасностей, грозивших распадением формы.
В
этом нельзя не усматривать победу именно готического начала, столь сильного
тогда во французском искусстве вообще и своеобразно выступившего в музыкальном
творчестве.
Последовательное
применение подобных остинатных принципов формообразования (они уже зарождались
в мотетах XIII века) побудило ввести понятие
«изоритмического мотета», создателем которого и признают Филиппа де Витри.
Разумеется,
в подобного рода структурных расчетах музыкантов очень много умозрительного,
искусственного. Периодичность, повторность в малых масштабах была естественна
для песни, особенно для песни-танца. Там ее никто не придумывал, не изобретал,
не рассчитывал. Она возникала стихийно; из художественной потребности тех, кто
создавал, и тех, кто воспринимал песню. Она была ясно ощутима, слышна
как пульсация, как дыхание музыки. Изоритмия — явление иного порядка. Конечно,
ее приемы, ее расчеты помогают скреплять форму большого целого, держать ее
словно в обручах, пока не найдены иные принципы формообразования. Вместе с тем
изоритмия, как правило, не слишком-то улавливается слухом — хотя бы из-за
протяженности принятых формул talea в теноре.
Предыдущая Следующая