Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сверх
последовательного применения принципа изоритмии в мотетах Филиппа де Витри — в
соотношениях разных голосов (особенно двух верхних) время от времени возникают
одни и те же ритмические формулы в малых масштабах или одни и те же
мелодические попевки — тоже небольшого протяжения. Так изоритмия завладевает
мыслями композитора, влечет их за собой.
К
счастью, однако, в мотетах Витри действуют и иные художественные
закономерности, в известной степени даже противостоящие изоритмической
схематичности. Фактура его трехголосия (и даже четырехголосия) не отяжелена и
не отличается плотностью, она скорее прозрачна и графически узорчата — на
98
солидном
изоритмическом фундаменте тенора. Композитор не стремится к полимелодичности многоголосия.
Главную выразительную роль он отводит верхнему голосу, который, являясь гибким
и подвижным, всегда остается на первом плане. Абсолютный диапазон его,
казалось бы, широк (октава, иногда децима), но тесситура очень скромна: мелодия
вьется, возвращается, кружит по соседним звукам в пределах кварты, квинты. По
характеру движения это — не песня, но и не строгая декламация, а некое
сочетание декламационности со своего рода внутренне-вариационным, цепным
развертыванием мелодики, каким-то «раскручиванием» ее сходных попевок. Второй
голос не контрапунктирует с верхним на равных правах, но лишь порою слегка
поддерживает его и время от времени подает свои реплики — когда верхний голос
уступает ему место (паузируя или останавливаясь на одном звуке) Интонационно
верхняя пара голосов в значительной степени объединена, но функции их различны
в этом ансамбле. В сравнении с тенором (или тенором и контратенором) верхние
голоса не скованы твердыми схемами, а движутся много свободнее, хотя и в едином
ритмо-интонационном русле. Легко предположить, что тенор и контратенор при этом
исполнялись с поддержкой инструментов или одними инструментами.
Что
касается интервального соотношения голосов, понимания вертикали, а также
собственно голосоведения, то во всем этом у Филиппа де Витри еще много
средневекового. В его кадансах (а они четко членят многоголосную ткань) обычны
«пустоты» (квинты, октавы). Он отнюдь не избегает параллельных квинт (хотя и
возражал против них в своем трактате). Если же у него и встречаются терцо-секстовые
созвучия, то они слишком редки для того, чтобы достигнуть полноты звучания. При
всем том Витри не избегает диссонансов, которые, однако, единичны у него и воспринимаются
чуть ли не как случайности голосоведения.
Предыдущая Следующая